Политическое противостояние между Россией и США нарастает. В понедельник на сайте американского правительства появилась уже вторая за последние несколько дней «гражданская петиция» с требованием расширить т. н. «список Магнитского».
Патриотическая составляющая в нашем обществе велика и достаточно консолидирована
Под первым обращением к Белому дому от 21 декабря с требованием ввести визовые санкции против депутатов Госдумы РФ, одобривших «закон Димы Яковлева», подписались 48 тысяч зарегистрированных пользователей сайта правительства. Под вторым, от 23 декабря, с требованием запретить въезд в США уже для российского президента Владимира Путина подписалось 6,5 тысяч интернет-пользователей. Для того, чтобы петиция попала на стол чиновников и была официально рассмотрена, по закону необходимо 25 тысяч подписей.
Российские парламентарии были жестки в своих оценках этой инициативы. В частности, политолог, депутат-единоросс Вячеслав Никонов заявил, что если петиции будут одобрены, это поставит отношения РФ и США на грань разрыва дипломатических отношений.
Неодобрительно высказался о петициях даже депутат-эсер Дмитрий Гудков*, который прежде один из немногих высказывался позитивно об «акте Магнитского». По его словам, подобное бесконтрольное принятие взаимных ограничительных мер действительно может грозить разрывом дипотношений, что, прежде всего, ударит по простым гражданам и бизнесу.
От петиций Обаме осталась в недоумении и та часть публицистов, которая ранее выступала с позиций, осуждающих «закон Димы Яковлева». Так, например, публицист Егор Холмогоров убежден в том, что подписанты уже вышли за пределы отведенных им рамок.
«Выглядят они сейчас примерно так же, как если бы стиляги в 1949 году вывалились толпой из коктейль-холла и с криками: «Гарри Трумэн, Сталина прогони!», размахивая американскими флагами, пошли толпой по Тверской в сторону Кремля. Конечно, до определенной черты американцы своих полезных идиотов прикроют, но, провоцируя масштабный межгосударственный политический конфликт, эти идиоты явно выходят за пределы отведенной им компетенции. Будут их одергивать из Вашингтона грубо или с мягкой вежливой улыбочкой – увидим», – предположил развитие событий эксперт.
Попытка со стороны проамериканской публики (на сайте правительства США может проголосовать любой человек вне зависимости от его гражданства и места жительства, в том числе, например, россиянин) давить на российский политический истеблишмент вызвала разные, но в целом непротиворечивые оценки экспертов.
Старший научный сотрудник отдела анализа динамики массового сознания Института социологии РАН, член научного совета ВЦИОМ Леонтий Бызов считает, что публичное рассмотрение подобных петиций у россиян преимущественно вызовет отторжение.
«Российское общество расколото. Но его самая значимая часть, т. н. консервативное большинство воспримет это с отторжением, т. к. для него Америка ассоциируется с главным образом врага. И в данном случае неприятие к любым антироссийским мерам со стороны США будет даже выше, чем негатив по отношению к коррупционерам, – говорит социолог. – Впрочем, даже среди т. н. либерального меньшинства, которое составляет 20–23% от российского общества, лишь около трети (около 7% от всего общества – ВЗГЛЯД) может поддержать подобные петиции. Это основной костяк антипутинских оппозиционеров, которые действуют по принципу «чем хуже, тем лучше» и «все ради свержения режима». Но это именно меньшинство. Большинство россиян не хочет пожара в своем доме», – заявил Бызов газете ВЗГЛЯД.
При этом прямой связи между реакцией российского общества на скандальные петиции в США и реакцией на «закон Димы Яковлева» эксперт не усматривает. По его мнению, нашумевший документ, который уже одобрен Госдумой, затрагивает «парадные ценности» россиян. В данном случае – жизнь сирот, о которой большая часть как противников, так и сторонников закона не задумывалась.
По оценке гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, эти 7%, названные Бызовым, вполне приемлемая цифра, и на сегодня «угрозы разрастания нет». «Это достаточно консолидированная группа, традиционно почти всегда поддерживающая Запад. В принципе это нормальный процент, хотя он мог бы быть и ниже. Но, в то же время, и гораздо выше – с учетом той политической турбулентности, которая происходила в России в 2012 году, – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД. – Так что я доволен этой цифрой, она говорит о том, что патриотическая составляющая в нашем обществе велика и достаточно консолидирована».
В свою очередь главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов полагает, что большинству россиян, несмотря на громкий медийный резонанс, в принципе безразличен российско-американский обмен «любезностями».«Российское общество – это винегрет и макароны. В либеральной его части, очень небольшой, это вызовет восторг, одобрение и рукоплескание. А в околокремлевской среде – озлобление. Большинство же останется к этому равнодушным», – пояснил он газете ВЗГЛЯД.
В то же время, подчеркнул Проханов, в целом «элементы холодной войны» в отношениях России и США все же играют заметную роль.
«Разные интонации и вихри неприязни будут просачиваться в СМИ и увеличивать общую напряженность между нашими обществами. Я считают, это даже хорошо: чем дальше мы от США, тем меньше у них будет возможностей вмешиваться в российскую политику, в нашу жизнь», – заключил он.
Отметим, что норма об обязательном рассмотрении в Белом доме всех гражданских петиций, набравших 25 тысяч и больше подписей, относительно новая и пока себя зарекомендовала лишь как площадка для популистов. Большой резонанс не так давно вызвал сбор подписей за отсоединение от США нескольких наиболее экономически независимых штатов. Некоторые из них собрали более 50 тысяч подписей, однако никаких решений за этим не последовало.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом