Посол Ирана в России Махмуд Реза Саджади в среду сообщил, что Иран направил судебный иск к России в международный суд в связи с ее отказом поставить в Иран зенитно-ракетные комплексы С-300. В какой именно суд решено пожаловаться, посол не уточнил. Зато дипломат пояснил, что С-300 не подпадают под резолюцию Совбеза ООН о запрете на поставку наступательного вооружения, поскольку являются оборонительным вооружением.
Оружие – это политический товар, и его поставка зависит от многих факторов, и чисто материальными аспектами здесь никто не апеллирует
Россия приостановила поставки оружия сразу после резолюции ООН о введении санкций против Ирана в июне 2010 года. В резолюции 1929 впервые были введены ограничения на поставки обычных вооружений Тегерану, включая ракеты и ракетные системы, танки, штурмовые вертолеты, боевые самолеты и корабли.
Таким образом документ запрещал странам продавать или передавать иным путем шесть видов тяжелых вооружений: танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы большого калибра, боевые самолеты, ударные вертолеты, корабли, ракеты и ракетные системы. Был также введен запрет на оказание технической и финансовой помощи таким видам вооружений, включая поставки запчастей для них.
В сентябре того же года президент Дмитрий Медведев подписал указ, запрещающий транзитное перемещение через Россию (в том числе воздушным транспортом) и вывоз с территории России в Иран любых боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем, как они определяются для целей Регистра обычных вооружений ООН, зенитных ракетных систем С-300, либо материальных средств, связанных со всем перечисленным, включая запасные части.
20 августа глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин не исключил, что после снятия санкций с Ирана может вновь вестись речь о продаже Тегерану С-300.
Теперь же посол Ирана призвал переговоры по С-300 срочно возобновить. «Мы направили свой иск, чтобы решение суда помогло России осуществить эти поставки, чтобы у России был юридический козырь, – заявил дипломат. – Если Россия нам скажет, что готова к проведению таких переговоров, то мы рассмотрим возможность получения российских зенитных ракетных систем С-300 через Венесуэлу, если такое намерение проявит Россия».
Однако, как тут же добавил посол, когда экспортируется такое оборудование, то всегда возникают также сопутствующие вопросы о комплектующих, о послепродажном сервисе, а значит, это повлечет как минимум 20 лет сотрудничества. Через третью страну все запчасти поставлены быть не могут.
Зампред международного комитета Госдумы Андрей Климов соглашается с тем, что С-300 нельзя назвать наступательным вооружением, однако, считает он, по духу резолюции Совбеза ООН они также могут подпадать под санкции.
«Конечно, Иран не считает принятие резолюции Совбеза ООН форс-мажорными обстоятельствами, препятствующими поставкам С-300, тем более что Россия не пыталась препятствовать ее принятию, но нужно заметить, что оружие – это не обычный товар, это не ложки и не сахар. Оружие – это политический товар, и его поставка зависит от многих факторов, и чисто материальными аспектами здесь никто не апеллирует», – заявил газете ВЗГЛЯД Климов.
Депутат замечает, что Россия на протяжении многих лет пыталась защитить Иран от нападок западных стран и предлагала варианты урегулирования атомного вопроса в обход наложения санкций, но руководством этой страны это так и не было учтено, замечает политик.
Так, недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил очередной план по размораживанию отношений Ирана и международного сообщества. По мнению дипломата, в ответ на открытие информации со стороны Ирана Совбез ООН мог бы отменять какие-либо санкции, наложенные на Тегеран.
Вероятно, эти дипломатические уступки так и не были учтены Тегераном, если он обратился в суд с иском к России. Впрочем, Климов уверен, что судьба этого иска далеко неоднозначна и Россию с Ираном ждет еще «много актов этой пьесы».