Безрезультатно закончилось заседание совета Россия – НАТО в Сочи, где стороны попытались согласовать позиции по поводу намерений альянса создать свою новую систему противоракетной обороны. Москва уверена, что без ее участия эта ПРО будет представлять угрозу национальной безопасности России. При худшем сценарии, как стало известно накануне встречи, Россия не исключает выхода из Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).
Определенные компоненты натовской системы будут создавать риски для наших стратегических ядерных сил
После переговоров в Сочи с главой российского МИДа Сергеем Лавровым генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен сделал лишь обтекаемые общие заявления и выразил надежду, что на следующем саммите Россия – НАТО через год в Чикаго «мы сможем договориться по решению в области ПРО». «Давайте наращивать путь партнерства совместно, будем идти по пути от Сочи в Чикаго, – приводит «Интерфакс» слова Расмуссена. – Мы уже далеко ушли от Лиссабона (саммита Россия – НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года) до Сочи. Это был долгий путь, и в течение этого пути мы сделали многое для того, чтобы перевести слова в практическую деятельность». Ранее президент США Барак Обама сообщал, что ежегодный саммит НАТО состоится в Чикаго в мае 2012 года. Одновременно там же пройдет заседание G8 на высшем уровне.
По мнению Расмуссена, позиции НАТО и России в вопросе ПРО начинают сближаться. «Мы начинаем видеть вещи одинаково по части ПРО... Сегодня мы слышали выступления как со стороны НАТО, так и России, которые разъяснили некоторые важные моменты по развитию наших планов, сил и средств», – пояснил он.
Однако он не стал скрывать, что в этой области остается много нерешенных вопросов. «Мы не можем создать систему ПРО в течение нескольких месяцев», – сказал он, указав, что сторонам удалось добиться определенного прогресса по сотрудничеству в сфере ПРО. «Мы будем продолжать сотрудничать вместе, наращивать диалог. Мы добиваемся прогресса», – сказал он.
Россия смотрит на вопросы по ПРО куда серьезнее. Как говорил накануне постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин, повестка дня в Сочи будет «достаточно увесистой». «Нам важно понять, как в НАТО приступают к формированию архитектуры противоракетной обороны и насколько всерьез там относятся к вкладу России», – заявил Рогозин.
Напомним, суть российского предложения состоит в создании системы совместной ПРО по территориальному (секторальному) принципу распределения ответственности отдельных стран или групп государств за обнаружение и уничтожение ракет в определенном секторе обороны. О том, что, если стороны не договорятся, возможна новая гонка вооружений, ранее говорил президент России Дмитрий Медведев. В понедельник в печати появились сообщения со ссылкой на неназванного российского дипломата о том, что Москва может выйти из СНВ-3 в случае провала переговоров по ПРО.
Кроме того, в МИДе упоминают и о других контрмерах. Рогозин в интервью газете «Коммерсантъ» заявил, что ответные меры России будут состоять из трех элементов. Прежде всего, это форсированное создание системы воздушно-космической обороны (ВКО). Поручение создать к декабрю уже этого года такую систему Дмитрий Медведев обнародовал в прошлом послании Федеральному собранию. Система ВКО объединит войска противовоздушной и противоракетной обороны, систему предупреждения о ракетном нападении и систему контроля космического пространства.
Пока же беседы в Сочи лишь подтвердили, что переговоры по ПРО находятся в тупике. «Сейчас противоракетная оборона – это некое заклинание, которое ритмично произносится всеми американскими политиками и дипломатами вне зависимости от их партийной принадлежности и статуса в иерархии власти США. Для них это как марксизм-ленинизм советских коммунистов сталинской эпохи. Отступать от этого они не могут и не собираются, и российским переговорщикам надо иметь в виду, что сдвинуть их с этой точки будет практически невозможно», – считает Рогозин.
Российский дипломат предупреждал, что Москва не будет вечно ждать конструктивного ответа западных партнеров и поэтому может начать работу над отдельной ПРО.
Россия по-прежнему не сомневается, что ПРО в Европе нацелена исключительно против нее: третья и четвертая фазы развертывания системы, вновь подчеркнул Рогозин, угрожают значительной части наших «стратегических ядерных сил».
«Создаваемая система вполне ориентирована на перехват межконтинентальных баллистических ракет (МБР). А такие ракеты в Европе есть только у нескольких стран. Это, прежде всего, Российская Федерация», – заявил Рогозин.
Затем Расмуссена принял президент России Дмитрий Медведев, который, тем не менее, назвал заседание СРН результативным. «Думаю, что мы все вдохновлены тем результатом, который был достигнут. Заседание было вполне результативным, и надеюсь, что мы продвинулись по той повестке дня, которая для нас является актуальной», – сказал российский лидер, выразив надежду, что это «создает необходимую атмосферу». «Погода теплая, и отношения должны быть хорошими», – пояснил он.
#{smallinfographicleft=269513}По словам Медведева, ранее утвержденная стратегическая концепция НАТО предусматривает партнерство и взаимодействие с другими государствами и организациями по всему миру и это важно для создания более прочного, стабильного и безопасного мира. Медведев коснулся и другой темы переговоров с Рассмусеном – обстановки в Ливии.
«Мы только что с участием президента Зумы (президент ЮАР Джейкоб Зума) обсуждали одну из сложных проблем – проблему, связанную с Ливией: вот это и есть та ситуация, когда мы можем приложить наши усилия для того, чтобы достигнуть результата и в партнерском ключе обсуждать самые сложные, самые трудные вопросы и находить из них соответствующий выход», – сказал Медведев.
В свою очередь Расмуссен заявил, что встреча в Сочи позволит придать импульс работе НАТО и России по вопросу европейской противоракетной обороны и продвинуться по этой теме вперед. «Мы можем сделать гораздо больше, в особенности в сфере противоракетной обороны», – сказал он. По его словам, 30 государств во всем мире либо имеют, либо пытаются приобрести ракетные технологии. «Поэтому нам необходимо развивать собственные потенциалы», – сказал генсек, добавив, что на саммите НАТО в Чикаго стороны «смогут договориться о решении в области ПРО, которое обеспечит безопасность территорий стран альянса и России, сделает эту систему более эффективной».
Но Расмуссен признал, что не видит необходимости в заключении юридически обязывающего документа, гарантирующего взаимную ненаправленность элементов ПРО. «Что касается заявления, обещающего не использовать силу друг против друга, лично я не думаю, что нам нужно заключать новый договор связи. И это лучшая гарантия, которую могла бы получить Россия. Вот мой ответ», – сказал генсек НАТО.
«Есть анализ российского Генштаба»
Но участвовавший в переговорах глава МИДа Сергей Лавров подтвердил, что Россия по-прежнему заинтересована в таких гарантиях. «Есть анализ, проведенный российским Генштабом, который показывает, что определенные компоненты американской, а теперь уже натовской системы, которую планируется размещать в Европе вблизи наших границ, будут создавать риски для наших стратегических ядерных сил, – отметил министр. – Мы все знаем, что заключаются договоренности о размещении компонентов ПРО, активизируется практическая деятельность военных кораблей, которые будут представлять собой морскую составляющую будущей системы. Мы бы хотели, помимо того, что разобраться, получить гарантии того, что это не направлено против РФ».
Выступая вместе с Рассмусеном по итогам встречи, министр добавил, что для этого принципиально важно решить ряд вопросов, «прежде всего, чтобы все участники этого проекта гарантировали бы друг другу, что создаваемая система европейской противоракетной обороны не направлена против кого-либо из ее участников». Лавров также отметил, что необходимо разработать критерии, которые позволяли бы оценивать, насколько создаваемая ПРО соответствует заявленной цели – по парированию угроз, которые могут происходить из-за пределов евроатлантической зоны.
Расмуссен вновь счел нужным повторить, что «наша система ПРО не направлена против России» и «мы не рассматриваем Россию в качестве врага». По его словам, именно поэтому НАТО предложило России сотрудничество в области ПРО. «Мы хотим видеть наши системы, которые будут обмениваться данными для более эффективной защиты как территории НАТО, так и территории Российской Федерации», – добавил генсек.
В те же самые часы, когда шли переговоры в Сочи, как бы иллюстрируя заявления МИДа о возможном развитии ВКО, главком Космических войск генерал-лейтенант Олег Остапенко сообщил в понедельник, что радиолокационная станция «Воронеж-ДМ», возведение которой ведется в Калининградской области, уже провела первые измерения.