Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

69 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
2 июля 2011, 14:15 • Политика

«Передайте Байерли привет!»

Мидыхат Вильданов: РФ могла бы выйти из договора РСМД

«Передайте Байерли привет!»
@ topwar.ru

Tекст: Андрей Резчиков

«Договор по РСМД, а он влияет на итоги испытаний ПРО, мы просто принудительно остановим», – предложил в интервью газете ВЗГЛЯД профессор АВН генерал-майор Мидыхат Вильданов. Генерал считает, что в ответ на создание в Европе американской ПРО Москва могла бы выйти – хотя бы на время – из договора по ракетам средней и малой дальности, заключенного еще Горбачевым и Рейганом.

Посол США в России Джон Байерли выступил в своем блоге с опровержением главных тезисов статьи, появившейся в пятницу в «Независимом военном обозрении» за подписью генерал-майора Вильданова.

Последнее успешное испытание системы ПРО состоялось в марте – апреле. При этом американцы грубо нарушают договор РСМД 1987 года

«Автор исходит из предположения, что каждое американское средство доставки ядерного оружия оснащено максимально возможным количеством боезарядов», – пишет Байерли. На самом деле, по словам посла, США снимают ядерные боеголовки со своих ракет, чтобы соответствовать новому Договору о СНВ.

Байерли напомнил, что «новый Договор о СНВ предусматривает беспрецедентно жесткие меры проверки, цель которых – обеспечить и нам, и нашим российским партнерам абсолютную уверенность в том, что мы располагаем достоверной информацией о размерах и состоянии стратегических арсеналов обеих сторон». В частности, по его словам, у США сейчас нет ни одного тяжелого бомбардировщика В-1В, способного нести ядерное оружие.

В интервью газете ВЗГЛЯД Мидыхат Вильданов, генерал-майор, профессор Академии военных наук, кандидат военных наук, заслуженный военный специалист РФ, рассказывает о том, почему утверждения американской дипломатии продолжают вызывать у него сомнения.

ВЗГЛЯД: Мидыхат Петрович, посол Байерли подчеркнул, что опубликованные США данные о ядерном арсенале «верны, а самое главное – проверяемы». Вы по-прежнему готовы их оспорить?

Мидыхат Вильданов(фото:  nvo.ng.ru)

Мидыхат Вильданов(фото: nvo.ng.ru)

Мидыхат Вильданов: Во-первых, мы взяли таблицу данных с сайта Госдепа. Мне бросилась в глаза цифра 1800. То есть в настоящее время Госдеп официально на своем сайте в строгом соответствии с Договором о СНВ раскрыл количество оперативно развернутых боеголовок – 1800.

Многочисленные эксперты зацепились за эту цифру. Как она появилась? Пусть Байерли еще раз прочитает мою статью и ознакомится с боевым составом США. Легко подтверждается, что эта цифра липовая. В настоящее время даже домохозяйка знает, что наземная компонента СНС США включает: 300 МБР Мinuteman-IIIМ с тремя ядерными боеголовками на каждой ракете и 150 МБР Мinuteman-IIIS по одной боеголовке. Всего 450 ракет и, следовательно, 1050 боеголовок.

Также у США есть 14 подлодок, и на каждой из них по 24 БРПЛ «Трайдент-1» (Trident-II). Из 14 подлодок две всегда находятся в капремонте. 12 умножаем на 24 и получаем 288 ракет. На каждой ракете официально, по Договору СНВ-1, восемь боеголовок. Умножаем 288 на восемь и получаем 2304. Прибавляем к этому 1050 наземной компоненты и получаем 3414 единиц.

Но мы сложили только две компоненты, а ядерная триада включает стратегические бомбардировщики. А США заявили только о 1800 зарядах. Пусть посол соберет экспертов и посчитает. Цифры, изложенные в моей статье, не надуманные. Это цифры, которыми в течение 15 лет – с 1994-го по 2009 год – стороны открыто в соответствии со старым договором с точностью до единицы боезаряда обменивались между собой.

Если к этому приплюсовать стратегические бомбардировщики, то цифра будет еще больше. Речь идет о бомбардировщиках B-1B. В который раз заявлено, что они в очередной раз будут переоборудоваться под неядерные средства поражения. На самом деле чтобы сделать это, его надо разломать. Почему? Авионика, система управления, запуска, пуска, контроля и сброса ядерной авиабомбы почти не отличается от действий с обычным боеприпасом.

Ну и каким образом они пытаются показать, что этот бомбардировщик B-1B переоборудован под неядерное средство? Заклеивали пилоны скотчем, клеем и т. д. В итоге они в любой момент в войсковых условиях на любой авиабазе с помощью специалистов элементарно могут быть переведены в ядерный статус. А сколько их на самом деле сейчас, этого никто не знает. Потому что российская сторона своими инспекциями никогда толком не могла убедиться, переоборудован ли этот бомбардировщик под неядерное средство обращения или не переоборудован.

ВЗГЛЯД: Посол напоминает, что, «в отличие от предположений, изложенных в статье, российские и американские инспекторы имеют возможность точно определять количество ядерных боеголовок на ракетах, которые они инспектируют»...

М. В.: Нет никаких проблем по проведению инспекционно-контрольных процедур. После вступления СНВ-3 в силу через 45 суток начались взаимные инспекции, и стороны обменялись цифрами, которые и опубликовал Госдеп. Половина текста договора посвящена тому, по каким параметрам стороны представляют друг другу данные. Все учтено до единицы заряда. Там не должно быть никаких недостоверных данных. Но Госдеп опубликовал таблицу с данными о 1800 единицах.

Я готов встретиться с Байерли и показать ему, что эта цифра не соответствует реальности. Напомню, до вступления в силу СНВ-3 действовал еще Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНВ от 2002 года). Он предусматривал сокращение оперативно-развернутых боезарядов к 31 декабря 2012 года до уровня 1700–2200 боезарядов.

И вдруг Госдеп публикует цифру 1800. Что, уже выполнили, что ли? Ну, молодцы! Как можно выполнить, если – я в статье называю общую цифру – около 6 тыс. боезарядов? А тут они заявляют о 1800 боезарядах. Это же не железки. Это ядерные боезаряды, которые они за год сократили в четыре раза? Они нас за идиотов считают что ли?

Надеюсь, мое интервью прочтет господин Байерли. Хочу напомнить, что в Договоре о СНВ-3 в разделе «Уведомления» есть слова о том, что стороны после передачи третьей стороне БРПЛ через пять суток предоставляют уведомление.

Речь идет о передаче ракет Trident англичанам. До этого времени все документы, которые регламентировали отношения США и Великобритании в области морских СНВ, касались только продажи ракет. На самом деле продажи этим не ограничиваются. Американские специалисты торчат в Великобритании. Они приводят в готовность американские ракеты на английских подлодках. Занимаются пристыковкой английских боеголовок к американским ракетам.

А учебно-боевые пуски проводятся? Спросите об этом Байерли! С Восточного ракетного полигона в США! При этом никакие уведомления никогда не передавались российской стороне, потому что государство, которое представляет господин Байерли, говорит: «Великобритания договорными обязательствами в области СНВ не охвачена. Она не подписывала договор, и поэтому никакие уведомления представляться не будут».

Американцы, пользуясь тем, что это ракеты общие, занимаются совершенствованием их тактико-технических характеристик. Никакой там телеметрии, о которой говорил наш президент. Это лишь один вопрос к господину Байерли, которых у меня очень много.

Пострадавшая «перезагрузка»

#{smallinfographicleft=419292}ВЗГЛЯД: Договор по СНВ вступил в силу в апреле, и в соответствии с ним россияне и американцы уже провели первые взаимные инспекции. Как вы оцениваете их итоги?

М. В.: Наши запустили американцев на полигон Тейково Ивановской области и показали новый ракетный комплекс «Ярс». Состоялся показ. То есть мы сделали одностороннюю уступку – показали новый вид стратегического наступательного вооружения.

Американцы нам ничего не показали. Они считают, что у них нового стратегического наступательного вооружения нет. Опять показали на авиабазе, кажется, Дэвис-Монтан в очередной раз бомбардировщик B-1B, о котором я уже упоминал, который якобы должен быть переоборудован под неядерные средства оснащения. Ну сколько его можно показывать? Открываешь другие американские документы – по ним они еще недооборудованы. Нет четких критериев.

Нет согласованного заявления, в конце концов, о том, что эти бомбардировщики числятся в неядерном оснащении. На самом деле, повторяю, это фикция. В течение кратчайшего времени войсковые спецы переводят их под ядерные авиабомбы, и на этом всё заканчивается. Это тот возвратно-ядерный потенциал, о котором так много говорится.

Байерли привет передайте, пусть учит матчасть! А те люди из его окружения, которых я видел в академии Генштаба, которые ему готовят справки, производят вид бестолковых. Есть в Америке эксперт Ханс Кристенсен, который всё открыто выдает, близко к цифре. Вот я уже говорил, что 1800 надо обосновать как-то, а он не смог. Ну хочешь не хочешь, а получается больше.

ВЗГЛЯД: А как вы оцениваете шансы на то, что России удастся договориться с США по ПРО? Обама вроде бы согласился искать компромисс с россиянами, но лишь к 2020 году...

М. В.: Все эти совещания в Брюсселе, в академии Генштаба о создании ЕвроПРО завершились безрезультатно. Причина в том, что российская сторона настаивает на секторальном принципе создания ЕвроПРО, а руководство НАТО считает, что каждая страна должна отвечать за свою территорию.

Американцы при этом проводят испытания системы ПРО. Последнее успешное испытание состоялось в марте – апреле. При этом американцы грубо нарушают договор РСМД 1987 года. Почему? Потому что в качестве ракеты-мишени не просто железяка должна быть, которую сбивает противоракета, а должна быть ракета средней дальности.

Спрашивается, на каком основании они делают ракеты-мишени, грубо нарушая бессрочный договор РСМД? В нем прямо было заявлено, что стороны ликвидируют свои баллистические ракеты средней дальности и в дальнейшем обязуются «не иметь» их. То есть не просто не покупать, продать, пропить, достать, украсть... Вообще «не иметь»!

Я не знаю, из чего американцы клепают ракеты-мишени. Говорят, из ступеней «Трайдент-1», «Минитмен-2», «МХ» и прочая... На самом деле факт изготовления налицо. Она должна представлять из себя ракету. Пока это ракета средней дальности. Затем они перейдут к изготовлению ракет межконтинентальной дальности, иначе что это за ПРО будет?А наши молчат. Мы даже эту возможность не используем! Мы можем блокировать, остановить, сделать заявления, вынести это на повестку заседания двусторонней консультативной комиссии: «Ну в конце концов-то, ребята, вы почему договор РСМД нарушаете?!» Когда этот договор готовился, речь-то о ПРО, конечно, не шла.

Но никто в МИДе никаких нот по этому поводу не пишет. Вбрасывают там, наверно, какие-то материалы для встреч в галстуках и без галстуков. Можно же так поступить: «Так, господа, вы нарушаете договор. Стоп! Мы объявляем мораторий, садимся за стол переговоров». И отправляем эти переговоры в дальнее плавание – так, как они отправляют переговоры по ЕвроПРО. Сейчас уже о 2020 годе говорят.

Результат – договор по РСМД, а он влияет на итоги испытаний ПРО, мы просто принудительно остановим. От нас – никаких затрат. За стол переговоров – и пошли. Год, два... Пока не будет выработан понятийный аппарат – о том, что «с целью испытания ракеты ПРО разрешить» внести коррекцию в договор РСМД... Такая коррекция возможна. А время будет идти.

ВЗГЛЯД: А вы какой реакции ожидали на свою статью? Не опасаетесь, что она повредит политике «перезагрузки» между Россией и США?

М. В. Не думаю. Вспомните, полгода назад в журнале «Форрин афферс» появилась статья двух видных американских профессоров. Вот они настолько разгромили состояние и перспективы развития ядерных сил Российской Федерации и оборонительных сил! И что? Руководство тогда промолчало. Откликнулись независимые эксперты, а также эксперты, лоббирующие американские интересы. А так – все останутся при своем.

..............