«Это вызывает опасения тем, что они используют созданную заранее архитектуру, согласно которой и начинают размещать средства противоракетной обороны», – заявил Макаров. По его словам, это нарушает выработанные Россией и США договоренности о планах создания совместной ПРО в Европе, передает «Интерфакс». Свое заявление начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров сделал по итогам заседания Совета Россия – НАТО, которое состоялось в среду с его участием в Брюсселе.
#{smallinfographicright=289078}Напомним, что президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама летом 2009 года в Москве договорились о том, что Вашингтон будет учитывать российские интересы при размещении своей системы ПРО в средней Европе. Вскоре после этого за океаном объявили об отказе от планов разместить ее элементы в Польше и Чехии. Однако уже в начале 2010 года стало известно, что элементы ПРО все же появятся в средней Европе, но южнее – в Румынии.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, во вторник МИД России опубликовал сообщение о том, что Москва требует от США юридических гарантий ненаправленности развертываемой ими в Европе противоракетной системы против стратегических ядерных сил России.
Ранее президент Румынии Траян Бэсеску в телеобращении к гражданам своей страны объявил о подписанном с США соглашении о размещении на румынской территории элементов американской системы ПРО.
Для размещения элементов американской противоракетной системы была отдана бывшая база ВВС Девеселу, расположенная на юге Румынии. Там будут размещены ракеты-перехватчики средней дальности, которые могут начать функционировать в 2015 году. Однако объект, на котором планируется разместить 200–500 американских военнослужащих и 24 пусковые установки, останется под румынским командованием. По данным СМИ, размещение в Румынии элементов ПРО будет стоить США 400 млн долларов.
«Мы намерены добиваться максимально твердых гарантий ненацеленности европейской системы ПРО против российского ядерного потенциала», – заявил в этой связи Макаров, передает РИА «Новости».
По словам Макарова, создание единой европейской системы противоракетной обороны (ЕвроПРО) без участия России приведет к совершенно новой стратегической ситуации, но РФ по-прежнему открыта для обсуждения любых конструктивных предложений.
«Мы открыты к восприятию и обсуждению любых конструктивных предложений, которые будут учитывать российские озабоченности по нарушению стратегического баланса», – сказал Макаров.
Впрочем, с пустыми руками делегации с заседания не ушли. Советом был утвержден глоссарий (словарь) военного сотрудничества для упрощения взаимопонимания в процессе взаимодействия сторон. Предисловие к нему подписали его соредакторы: Макаров и его натовский коллега адмирал Джампаоло Ди Паола.
Как отмечают в НАТО, это результат почти десятилетней работы военных и гражданских специалистов стран Североатлантического альянса и России. В глоссарии приводятся соответствия терминов, применяемых в военной и политической практике НАТО и России.
«Это очень важный инструмент сотрудничества и коммуникации между НАТО и Россией, который поможет лучше понимать друг друга и теснее общаться. Это важный практический шаг в дальнейшем развитии сотрудничества», – сказал представитель Военного комитета НАТО Массимо Паницци.
По сути, стороны не пришли ни к какому компромиссу и были вынуждены отложить главные споры до лета. После заседания Макаров заметил, что возлагает теперь большие надежды на новое заседание Совета Россия – НАТО, но уже на уровне министров обороны, которое должно пройти через месяц. «Большие надежды возлагаются нами на Совет министров обороны (России и НАТО – «Интерфакс»), который пройдет в июне», – сказал Макаров.
Одобрив словарь, стороны также решили провести в июне в Испании совместные учения по спасению экипажей аварийных подводных лодок. «Мы направляем в район учений отряд наших кораблей, включая подводную лодку и корабль со специальным оборудованием для глубоководных работ», – сообщил Макаров.
По его словам, совместное учение пройдет вблизи города Картахена. В ходе тренировки будут отрабатываться практические действия экипажей надводных и подводных судов. Макаров также сообщил, что в ходе переговоров предложил НАТО перейти к среднесрочному планированию практических мероприятий – на три–пять лет.
Начальник Генштаба также подтвердил, что российские войска не будут принимать участие в операции в Ливии. «Мы не намерены принимать участие в военных действиях, но мы не сторонние наблюдатели, не потираем руки, а внимательно следим за ходом операции», – сказал Макаров, передает РИА «Новости».