Для размещения элементов американской противоракетной системы была отдана бывшая база ВВС на юге Румынии. «Мы выбрали и согласовали в качестве места развертывания системы ПРО в Румынии расположенную в уезде Олт на юге страны бывшую военно-воздушную базу Девеселу. Ей будет командовать румынский офицер. Частично эта база будет укомплектована американскими противоракетами», – сказал Бэсеску, которого цитирует ИТАР-ТАСС.
Договор по противоракетной обороне не направлен против России
Там будут размещены ракеты-перехватчики средней дальности, которые могут начать функционировать в 2015 году. Однако объект, на котором планируется разместить 200–500 американских военнослужащих и 24 пусковые установки, останется под румынским командованием.
Напомним, в феврале прошлого года Высший совет по обороне Румынии во главе с Бэсеску разрешил разместить элементы ПРО на территории страны. Скорректированная президентом США Бараком Обамой архитектура ПРО в Европе будет создаваться в четыре этапа. Уже в этом году предполагается дислоцировать в Средиземном море корабли, оснащенные ракетами-перехватчиками «Стэндард-3», а также разместить радар ПРО в Южной Европе. К 2015 году намечается перебросить три мобильные батареи с 24 пусковыми установками на территорию Румынии.
Намерение США разместить элементы своей противоракетной обороны в Румынии вызвало возмущение Москвы, которая потребовала от Вашингтона исчерпывающих объяснений. Посол США в Москве Джон Байерли заявил, что эти ракеты предназначены для перехвата ракет средней дальности, которые, как утверждают американцы, Россия уничтожила по договору о сокращении вооружений, подписанному еще в 1987 году Горбачевым и Рейганом.
Однако эксперты напоминают, что к 2020 году планируется заменить эти ракеты на более совершенные, способные защищать уже всю территорию стран – членов НАТО.
В российской Госдуме одностороннее решение Вашингтона и Бухареста осудили. «Размещение системы ПРО в Европе не должно происходить без синхронизации российских возможностей совместного размещения ПРО. Мы считаем, что строительство системы ПРО в Европе в одностороннем порядке противоречит нашим интересам, – заявил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД зампред комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич. – Тем более что Польша, Чехия и Румыния практически равно удалены от наших границ, и системы ПРО, установленные на их территориях, имеют схожие технические возможности, что должно повлечь адекватные меры с нашей стороны».
Депутат не исключил, что с размещением ПРО в Румынии России все же придется вернуться к вопросу дополнительного размещения ударных сил в районах дислокации этих элементов ПРО, а также пересмотреть дислокацию российских группировок войск в европейской части России.
«Есть и другие меры, которые позволят нейтрализовать те проблемы, которые создают наши партнеры, размещая ПРО без согласия России», – подчеркнул Бабич.
Одностороннее решение США разместить ПРО в Румынии выглядит особенно странно на фоне стартовавших обсуждений оборонного планирования России и США. Как сообщил накануне постпред РФ при Североатлантическом альянсе Дмитрий Рогозин, представители двух стран обсуждают возможность выхода на совместную декларацию президентов России и США о взаимной ненаправленности систем ПРО.
Консультации начались в Брюсселе накануне и продлятся до 5 мая. Их цель – подготовить проект декларации к встрече Барака Обамы и Дмитрия Медведева, которая состоится через месяц во Франции.
#{smallinfographicleft=289078}Однако, считает Бабич, «если бы у американской стороны было бы желание обсудить этот вопрос, они бы сделали это до заключения соглашений с Румынией о размещении своих ПРО». «В ином случае это попытка давления, шантажа и недружественных действий в отношении России», – считает депутат.
Скептически к перспективам заключения такого соглашения относится и министр обороны США Роберт Гейтс. Он еще в марте заявил, что Америка готова дать не юридически обязывающие гарантии, а лишь политические заверения о ненаправленности создаваемых элементов ПРО против России.
«Если говорить о таких гарантиях, то их очень трудно будет провести через конгресс. Мой любимый пример: недавно сенат ратифицировал договоры с Великобританией и Австралией, а это, вы знаете, два наших самых близких союзника. И сенату потребовалось пять лет, чтобы ратифицировать эти договоры. Я думаю, что нам надо получить ответ на вопрос, о котором идет речь, гораздо скорее, чем через пять лет», – подчеркнул Гейтс.
Напомним, что в преамбуле договора СНВ-3, вступившего в силу в феврале, США и Россия согласились, что вопросы сокращения наступательных вооружений и вопросы ПРО находятся в тесной увязке. Признание этого тезиса было главным условием, при котором Москва согласилась подписать с Вашингтоном договор СНВ.
Однако у России все же есть козырь, способный заставить американских дипломатов пойти на заключение такого соглашения. Как утверждали неофициальные источники, решение Барака Обамы отказаться от размещения элементов ПРО в Польше и Чехии осенью 2009 года было принято в обмен на согласие Москвы поддержать в Совбезе ООН карательные меры против Ирана.
Однако иранская ядерная программа, насколько известно, продолжает неуклонно развиваться. В обозримом будущем неизбежно вновь встанет вопрос о совместных международных действиях по этому поводу. Тогда Россия вполне могла бы потребовать взамен на свою новую поддержку мер против Тегерана отказа от планов США разместить ПРО теперь уже в Румынии.
Пока же, как полагают в Госдуме, все еще нет необходимости в каких-то сложных разменах. Бабич выражает уверенность в том, что пока подписание документа о ненаправленности ПРО – «абсолютно технически возможный вопрос».