Вооруженные силы Украины во вторник отметили свой юбилей – 20-летие. Однако, поздравляя военных с их праздником, в стране признают, что поводов для оптимизма немного.
Вот у нас уже два года ходят слухи, что Ежеля снимут. Как можно работать? Он же человек! Он слабенький, но его назначили
Президент Виктор Янукович на прошедших накануне торжествах вновь пообещал радикально изменить армию своей страны. А в качестве подарка посулил в бюджете-2012 в три раза увеличить расходы на развитие вооружения и военной техники и почти в два раза – на подготовку войск. Он также подчеркнул, что создание дееспособной и эффективной армии является важным шагом в становлении независимого государства, которое защищает свой суверенитет и территориальную целостность.
Напомним, 6 декабря 1991 года Верховная рада Украины приняла законы «Об обороне Украины» и «О Вооруженных силах Украины», а ровно через два года парламент объявил эту дату Днем Вооруженных сил Украины. Впрочем, для многих украинцев главным военным и «мужским» праздником по-прежнему остается 23 февраля – День защитника Отечества.
После распада СССР Украина унаследовала одну из наиболее мощных группировок войск в Европе, оснащенную ядерным оружием и современными образцами вооружения и военной техники. Группировка насчитывала около 780 тысяч человек личного состава, 6,5 тысячи танков, около 7 тысяч боевых бронированных машин, до 1,5 тысячи боевых самолетов, более 350 кораблей и судов обеспечения, 1 272 стратегических ядерных боеголовки межконтинентальных баллистических ракет и почти 2,5 тысячи единиц тактического ядерного оружия.
Но еще первый президент Леонид Кравчук под давлением США и России добровольно отказался от ядерного потенциала. К 1 июня 1996 года все ядерные боеприпасы Украины были вывезены в РФ, шахтные установки МБР были взорваны, стратегические бомбардировщики либо переданы России, либо отправлены на лом.
#{weapon}Сейчас в Вооруженных силах Украины служит 192 тыс. человек, причем в следующем году их количество сократится до 184 тыс. Денег же, которые сегодня выделяют на украинскую армию, достаточно для того, чтобы содержать всего 60–70 тысяч солдат. При этом многие эксперты утверждают, что Украине необходима армия не менее чем в 380–400 тысяч человек. Министр обороны Михаил Ежель поясняет, что «сегодня безопасность государства – это вопрос не численности армии, а ее эффективности».
Что касается техники, то в боевом составе ВС Украины находится немало таких образцов, которым место давно в музеях. По оценкам военных специалистов, только пятая часть боевых самолетов и четвертая часть боевых вертолетов, находящихся на вооружении в ВСУ, способны подняться в воздух. А исправных зенитно-ракетных комплексов – меньше половины.
Не лучше дело обстоит и с зарплатами в армии. Контрактниками укомплектовано больше половины должностей рядового и сержантского состава украинской армии, но платят им по украинским меркам скромно – в среднем около двух тысяч гривен (250 долл. США).
Младший офицер получает около трех тысяч гривен (375 долл. США). Ну а официальная зарплата министра обороны всего в пять раз больше... Стоимость же суточного продуктового набора солдата составляет 17 гривен 60 копеек (2,2 долл. США).
Оборонная концепция страны, начиная с 1993 года, строилась на принципах евроатлантической интеграции Украины с перспективой ее вступления в НАТО. Реальный шанс получить от альянса План действий по членству в НАТО был упущен еще при Викторе Ющенко.
Янукович, придя к власти, подтвердил записанный в конституции внеблоковый статус государства, поставив крест на вступлении Украины в НАТО. Однако при этом он продолжил весьма тесное, выгодное сотрудничество Киева с альянсом.
Эксперты утверждают, что армия теперь выполняет даже для самих военных малопонятные функции. В частности, раньше армию сокращали в расчете на вступление в НАТО, от которого надеялись получить гарантии безопасности. Но теперь армию продолжают сокращать, из-за чего многие регионы страны лишь фрагментарно прикрыты системой ПВО, в приграничных уголках Украины (особенно на юго-западном, южном и юго-восточном направлении) войск практически нет.
Президент Атлантического совета Украины, генерал-майор Вадим Гречанинов рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД о том, какие же задачи предстоит решать украинской армии и каково собственно ее предназначение.
Вадим Гречанинов (Фото: flot2017.com) |
Напомним, Атлантический совет Украины – общественная организация, созданная в 1995 году как инструмент информирования украинской общественности о НАТО, входит в Ассоциацию Атлантического договора (ААД) – неправительственную организацию, которая действует в десятках стран под эгидой Североатлантического альянса.
ВЗГЛЯД: Вадим Александрович, на ваш взгляд, свое 20-летие украинская армия встретила в каком состоянии?
Вадим Гречанинов: Ограниченной боеготовности. Есть отдельные подразделения, которые могут отразить внезапное небольшое кризисное нападение. Отразить крупномасштабную агрессию украинская армия не может.
ВЗГЛЯД: Президент пообещал радикальные перемены в армии. Какие изменения ожидаются в ближайшее время?
В.Г.: Должны быть сокращены органы управления на 25–30 процентов. Должны быть четко разделены функции между гражданским министерством обороны и генеральным штабом. Будет строиться новая техника. 14 млрд гривен хотят вложить, чтобы построить четыре корвета до 2020 года. Может быть, ведь на это есть и сроки, и деньги. Теперь строится «Сапсан» – наша ракетная система, которая играет роль сдерживающей. Строится Ан-70. Должно завершиться создание автоматизированной системы управления войсками. Тоже вложены деньги.
Должны увеличить оклад офицерскому составу. В России, к слову, после военных событий с Грузией оклад офицерскому составу увеличили вдвое. Неужели для того, чтобы и нам к этому прийти, нам надо повоевать и потерять людей?..
Мы будем продолжать участие во всех учениях – активизируем участие в учениях Евросоюза и НАТО. Это программа задуманной пятилетки 2012–2016. И это значит, что мы должны увидеть деньги на эти программы на будущий год. Очень бы хотелось, чтобы все эти планы были воплощены в жизнь. Но я в этом не уверен. Все министры обороны Украины начинали с того, что планировали сделать то-то и то-то. Представляли план, а денег нет. Здесь же уже есть конкретные цифры, и Азаров, премьер-министр Украины, их не оспаривает.
А еще лично я бы «привязал» министра обороны и начальника генерального штаба к президенту, не к кабинету министров. Да, министр обороны – член правительства, но его смена должна происходить не с кабинетом министров, а с президентом – верховным главнокомандующим. Министра нельзя дергать! Вот у нас уже два года ходят слухи, что Ежеля снимут. Как можно работать? Он же человек! Он слабенький, но его назначили. Есть команда. Вроде получается. У него глаза должны гореть, а он сидит как... Эх!
За двадцать лет на этой должности уже побывало более десяти человек! И все, что они успевали сделать, – это, как правило, сформировать свою команду и сформулировать свои планы «на будущее». Каждый новый министр вместо того, чтобы продолжать начинания своего предшественника, начинал все с нуля. Чтобы вернуть нашей армии боеспособность, нужно немало поработать.
#{smallinfographicleft=500883}«Чуть ослабеем, и сразу появится враг»
ВЗГЛЯД: Финансирование армии остается такой же острой проблемой, или в бюджете на следующий год предусмотрены серьезные денежные вливания в оборонку?
В.Г.: В бюджете на следующий год предусмотрено для министерства обороны более 17 миллиардов гривен (2,1 млрд долл.), или 1,2 процента ВВП Украины. Заявляется, что в ближайшие годы Украина хочет выйти на финансирование армии на уровне 1,49–1,55 процента ВВП. Но это не деньги, а слезы. В большинстве стран мира на оборону выделяется от 2 до 15 процентов ВВП. Если считать на одного военнослужащего, то на Украине расходы на оборону в восемь раз меньше, чем в России, и в 23 – чем во Франции.
Возьмем, к примеру, российско-грузинский конфликт 2008 года. Тогда обе стороны получили хороший политический опыт. И, что самое главное, сделали правильные выводы: они увеличили бюджет армии в два раза. Причем главный акцент сделали на вооружение. Сейчас, если не ошибаюсь, бюджет российской армии составляет около 70 млрд долларов. Для них этого, выходит, достаточно. Но у них и армия больше. Если считать по этой схеме, то нам нужно было бы выделять где-то порядка 15–16 млрд долларов, а не 2 млрд.
Тем не менее проект бюджета минобороны Украины на 2012 год – лучший за все предыдущие годы! Ведь на протяжении последних двадцати лет он не превышал одного миллиарда долларов. Еще одно обещание – увеличить отчисления на вооружение. Если раньше на это шло около пяти процентов, то в новом бюджете на эту цель дают 16%.
ВЗГЛЯД: Зачем вообще Украине армия? Против кого воевать?
В.Г.: Если бы не было авантюры с Тузлой со стороны более мощного государства, если бы не было войны в Грузии 2008 года, я бы сказал, что Украине армия не нужна. Но с учетом этих реалий согласиться с тем, что нам не нужна армия, не могу. Потому что чуть слабее станем, сразу появится и враг.
Два года назад в России называли в качестве трех своих главных врагов США, Грузию и Украину. Это ж официально проходило. Это же надо думать! А через два года мы что, уже друзья? Какая же цена слов после этого? Поэтому армия у нас и должна быть.