На выборах в Государственную думу предсказуемо победила «Единая Россия», набрав около 50% голосов, но правящей партии, по словам президента Дмитрия Медведева, придется вступать в коалиции.
Возвращение мажоритарной системы невыгодно только КПРФ
По предварительным данным, в составе будущей Госдумы «ЕР» сможет получить 238 депутатских мандатов, что составляет устойчивое большинство, КПРФ – 92. «Справедливая Россия» претендует на 64 кресла в нижней палате парламента, ЛДПР – на 56.
«Нам в любом случае с учетом более сложной конфигурации Думы придется по отдельным вопросам, по разным вопросам вступать в коалиционные блоковые соглашения. Это нормально, это и есть парламентаризм, это и есть демократия, и наши коллеги – лидеры соответствующих фракций сказали, что они к этому готовы», – сказал президент в воскресенье вечером, общаясь с представителями партии в штабе «Единой России».
Политсистему ожидают и другие изменения. Уже в понедельник на встрече со сторонниками Медведев отметил, что в обозримой перспективе возможно возращение графы «против всех», а также возвращение мажоритарной выборной системы на федеральном уровне. «Мажоритарная система, которая могла бы возродиться в новом качестве, а такие идеи есть и заключаются в использовании мажоритарных округов, но составленных по партийным спискам, чтобы не терять именно партийную природу парламента, мне кажется, это тоже возможная и обсуждаемая идея», – подчеркнул глава государства.
Политологи полагают, что победа «Единой России» может обеспечить спокойную эволюцию политической системы, потому что большинство, которое набирает партия, достаточно для принятия почти всех законов, но вместе с тем сложившаяся ситуация заставляет прислушиваться и к мнению оппозиции.
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отметил, что коалиции, во-первых, будут ситуативными, а во-вторых, «Единой России» при принятии конституционных законов достаточно обратиться лишь к поддержке ЛДПР: «Правящая партия получит 238 мандатов, так что в любом случае больше чем половина списочного состава Госдумы – за «ЕР». Ситуативная коалиция может действительно быть с либерал-демократами».
#{image=581614}«В общем же меняется формат доминирования «Единой России», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД Орлов. – Возрастает запрос на диалоговый режим. И стоит надеяться, что даже при объективном усилении левых партий парламенту удастся избежать бюджетного и социального популизма».
С Орловым согласен и Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг». Эксперт полагает, что все коалиции будут ситуативными, а возвращение мажоритарной системы в перспективе вполне возможно, так как невыгодно только КПРФ.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в интервью газете ВЗГЛЯД пояснил, что полученный «ЕР» результат «повышает надежды тех, кто хотел быть услышанным и послать власти сигнал о своем недовольстве».
«В любом случае это запрос на демократизацию политической системы и на социальную справедливость. Теперь у «Единой России» усилились стимулы для обновления. Стало очевидно, что ей нужно более динамично меняться и становиться ближе к тому большинству, которое она хочет представлять», – рассказал Ремизов.
По словам эксперта, «ЕР» предстоит договариваться не столько с остальными партиями, сколько с избирателями: «Главной задачей партии на ближайшие пять лет станет выстраивание отношений партии с собственными избирателями. «Единой России» необходимо предложить собственному избирателю устойчивые мотивы поддержки партии, помимо запроса на стабильность, так как он уже дал свой максимальный результат».
Политолог и публицист Павел Святенков в свою очередь уверен в том, что новая коалиционность парламентаризма может означать возвращение к принятой в начале 2000-х системе разделения комитетов в Государственной думе.
«Это касается внутридумской структуры. В Думе пятого созыва все строилось вокруг тотального превосходства «ЕР», все сколь бы то ни было важные комитеты отданы им. Раньше же существовало пакетное разделение комитетов – то есть по размеру фракции и доставались те или иные портфели. Несмотря на то что «ЕР» получила большинство, сейчас оппозиция может – в рамках дискуссионного парламента – претендовать на думские комитеты. При этом нужно понимать, что принципиально ничего не меняется», – заявил Святенков в интервью газете ВЗГЛЯД.
Кроме того, по словам политолога, «в правительство могут включить представителей партии». «Один–два министра в не очень значимых министерствах погоды не делают и вряд ли будут восприниматься как представители партий, потому что сами партии (как это было в свое время и с «Яблоком», «аграриями» и «ЕР») обычно немного от своих представителей в кабмине дистанцируются».
Глава общественной организации «Новоконы» Антон Юртаев полагает, что речь идет не о технических изменениях, а о постепенной реформе всей системы государственной власти.
«Эти выборы показали, что меняется страна. 1999 год был началом построения общества стабильности: разруха (в том числе и политическая) за 10 лет была преодолена, удалось стабилизировать ситуацию. Сейчас наступает новый этап: развитие демократии продолжается, и поэтому и выборы одномандатников могут вернуться, и дискуссии в парламенте станут жестче. В целом же работа в коалиции приведет к поиску компромиссов, к повышению качества принимаемых законов», – отметил Юртаев.