В понедельник генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен также заявил, что настаивает на сотрудничестве с Москвой в этой сфере. Генсек призвал в рамках проекта создания системы противоракетной обороны для Европы (ЕвроПРО) создать усилиями России и альянса две независимые, но скоординированные системы. О сотрудничестве в создании ЕвроПРО стороны уже начали переговоры на двустороннем саммите 20 ноября в Лиссабоне. Однако, кроме генсека, в пользу этой идеи пока определенно не выступил ни один из лидеров ведущих стран НАТО.
В любом случае, мы либо вместе с НАТО, либо отдельно найдем достойный ответ на существующую в настоящий момент проблему
Тогда, напомним, президент России Дмитрий Медведев предложил альянсу создать секторальную противоракетную оборону для совместного обмена данными с радаров с целью обладать общей картинкой на территории от Ванкувера до Владивостока и одновременно засекать ракету, пущенную, например, из КНДР или Ирана.
Расмуссен считает создание двух независимых систем беспрецедентным в отношениях России с НАТО «Впервые страны НАТО и Россия будут сотрудничать, чтобы защитить Европу», – приводят слова Расмуссена РИА «Новости».
Правда, в Москве иначе смотрят на сотрудничество в области ЕвроПРО. Как ранее говорил постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин, сотрудничество в виде системы обмена информацией будет сдерживанием российского ядерного потенциала, так как настоящая ЕвроПРО предполагает совместное принятие решений.
Эту тему Рогозин обсудил в понедельник с главой государства в Горках. Как сообщает «Интерфакс», Медведев заявил, что Россия ожидает от НАТО ответа на его предложения по европейской ПРО, а в случае провала переговоров о сотрудничестве с альянсом будет вынуждена принять решение по размещению ударной ядерной ракетной группировки.
Президент, правда, не уточнил, где именно будет развернута такая группировка. Однако, напомним, в ноябре 2008 года в своем послании Федеральному собранию Медведев предупреждал, что в ответ на размещение американской ПРО в Польше Россия может развернуть свои ракетные комплексы «Искандер» в Калининградской области.
«Наши партнеры (по НАТО) должны понимать, что нам это нужно не для того, чтобы поиграть в какие-то совместные игрушки с НАТО, а для того, чтобы Россия была надлежащим образом защищена. В этом обязанность моя как президента и других государственных служащих. Поэтому с этим шутить не следует – мы ждем от наших натовских партнеров прямого и недвусмысленного ответа, где они видят место России (в системе ЕвроПРО). В любом случае, мы либо вместе с НАТО, либо отдельно найдем достойный ответ на существующую в настоящий момент проблему», – заявил Медведев.
Президент напомнил о том, что в послании Федеральному собранию высказывался о той альтернативе, которая стоит перед Россией в этом вопросе. «Или мы договариваемся на определенных принципах с НАТО и создаем сопрягаемую систему для решения задач противоракетной обороны, или мы не договариваемся, и тогда в будущем придется принять целый ряд неприятных решений, касающихся размещения ударной ядерной ракетной группировки», – подчеркнул глава государства.
По словам Медведева, Россия не претендует на участие в собственно натовской инициативе, «нам это никогда не нужно было».
«Но в то же время мы должны понимать свою долю ответственности за то, что происходит в этой сфере, и готовы предложить наши возможности», – сказал президент, добавив, что на саммите в Лиссабоне реакция на предложение России была «в целом благосклонной, хотя и разнообразной».
Затем президент попросил Рогозина доложить о том, как развиваются события и достигнуты ли какие-либо договоренности «в смысле подходов к решению этой задачи».
«В настоящее время мы приступили к экспертному анализу выдвинутой вами на Лиссабонском саммите Россия – НАТО инициативы о секторальном подходе к построению ЕвроПРО. Думаю, что к июню этого года, к моменту, когда соберутся министры обороны стран – членов Совета Россия – НАТО, мы подготовим промежуточный доклад и представим вам», – сказал Рогозин президенту.
В целом, по словам постпреда, у российской инициативы есть как влиятельные сторонники, так и влиятельные противники. Однако, как подчеркнул постпред РФ при НАТО, «проект ЕвроПРО может состояться только с участием Российской Федерации, без участия РФ – это не ЕвроПРО, а будет ПРО НАТО в Европе».