«Считаю все решения, принятые в тот период, абсолютно оправданными и доказавшими свою эффективность», – сказал глава государства, выступая на пресс-конференции по итогам встречи с президентом ЮАР Джейкобом Зумой. Медведев напомнил, что в 2008 году Россия пришла на выручку народам Южной Осетии и Абхазии в критический для этих республик момент, когда под угрозу была поставлена сама их идентичность.
Действия с российской стороны были продиктованы только одним – желанием сохранить жизнь людям, подвергшимся агрессии, и ничем иным
«Эти два года были потрачены не напрасно, – напомнил Медведев. – Мир убедился, что оценка событий августа 2008 года со стороны отдельных государств или СМИ оказалась весьма спорной, время показало, что наши миротворческие усилия были оправданы, и, несмотря на позицию Грузии, мир узнал правду».
Напомним, в ночь на 8 августа 2008 года грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел границы с Южной Осетией, а затем вторглись на ее территорию и фактически заняли ее столицу – Цхинвал. В тот же день на поддержку российских миротворцев, дислоцированных в Южной Осетии, Россия направила дополнительные войска, а президент Медведев объявил о начале операции по принуждению грузинской стороны к миру. 12 августа Москва объявила об успешном окончании операции. В конце августа парламент России призвал признать суверенитет Абхазии и Южной Осетии, и президент Дмитрий Медведев подержал это решение. Позже независимость республик признали Никарагуа, Венесуэла и Науру. Недавно стало известно, что свое намерение признать независимость республик в рамках одного из саммитов СНГ высказывал и президент Белоруссии Александр Лукашенко, однако так и не сдержал свое обещание.
Медведев отметил, что отношения России с другими странами существенно не пострадали после участия России в войне и признания независимости двух республик. «Те, кто высказывал озабоченность, смогли убедиться, что действия с российской стороны были продиктованы только одним – желанием сохранить жизнь людям, подвергшимся агрессии, и ничем иным». Поэтому, на взгляд Медведева, отношения были восстановлены очень быстро.
«Сейчас со странами ЕС и другими государствами у нас очень приличное взаимодействие по всем вопросам, – сказал Медведев. – Мы обсуждаем и вопросы кавказского кризиса. В чем-то у нас остаются разные подходы, но в любом случае, если говорить прямо и откровенно, во время обсуждения без прессы, в узком составе практически все, с кем мне доводилось обсуждать этот вопрос, признают и факт агрессии, и правомерность такого ответа», – сказал глава государства.
Другое дело, по его словам, что в силу самых разных соображений некоторые партнеры не могут дать таких оценок публично.
Медведев заверил, что Москва с грузинской стороной все же «готова продолжать консультации, Россия никогда не уклонялась от них, а наоборот, убеждала в их необходимости». По мнению Медведева, самый важный вопрос сейчас – добиться того, чтобы Грузия подписала договор о неприменении силы. «На таком соглашении Россия изначально настаивала. К сожалению, грузинское руководство на подписание такого документа пока не пошло, но я уверен, что соглашение по этому поводу существенным образом разрядило бы ситуацию в этом районе Кавказа», – сказал Медведев.
Российский лидер также отметил, что Москва не восстановит прямые контакты с Грузией, пока на посту президента Грузии остается Михаил Саакашвили. «Наши дипломатические отношения оказались разрушены. Это не вина РФ. Ответственность за все, что случилось, в том числе за прекращение политических отношений, всецело лежит на руководстве Грузии и лично президенте Саакашвили, – заявил Медведев. – Мы понимаем, кто совершил это преступление и кто должен за него отвечать».
«При нынешнем руководителе у нас не может быть нормальных отношений с Грузией, – сказал Медведев. – Но это не значит, что такие отношения не могут быть восстановлены практически в полном объеме в случае и в тот период, когда во главе Грузии встанут другие люди». Он выразил уверенность, что грузинский народ рано или поздно сделает свой выбор и те дружеские, вековые отношения, которые связывают российский и грузинский народы, будут восстановлены в полном объеме.
«Тогда мы сможем развивать контакты между нашими странами и в области экономики, и в области культурно-гуманитарного сотрудничества, и во всех других областях», – пообещал Медведев.
Президент подчеркнул, что в этом случае отношения Москвы и Тбилиси не будут зависеть от воли «тех или иных политиков, которые пытались навязать иной сценарий развития отношений», не пояснив, впрочем, каких именно политиков он имеет в виду.
«Сколько бы они там ни рассуждали по поводу того, что в результате того, что произошло, исчезает русский язык и все остальное, – сказал Медведев, – я уверен, что впереди у российско-грузинских отношений лучшие времена».