За две недели до референдума в стране, напомним, вновь вспыхнули массовые беспорядки, в ходе которых не менее 400 тыс. граждан Киргизии были вынуждены покинуть свои дома и бежать в соседний Узбекистан. В Ошской и Джалал-Абадской областях, где вспыхнул конфликт, ввели чрезвычайное положение. Но даже это не заставило временное правительство отложить всенародное голосование.
Референдум сегодня не может рассчитывать на какую-либо моральную или нравственную поддержку общества
«Временное правительство Кыргызстана прилагает усилия, чтобы беженцы вернулись и приняли участие в голосовании на референдуме, – заявила и. о. министра юстиции Аида Салянова. – Временное правительство понимает: для большей легитимности, чтобы граждане смогли реализовать свое право, это необходимо. А чтобы перенести дату референдума, нет достаточных оснований».
«Проводить референдум сейчас совершенно неуместно, – полагает известный бишкекский политолог Леонид Бондарец. – Он может быть сорван. Как показали последние трагические события, в Кыргызстане образовался настоящий вакуум власти. И легализоваться надо не через всенародное голосование, поскольку ситуация в стране очень нестабильная, а через парламент: следует вернуться к прежней конституции».
Впрочем, первые лица правительства демонстрируют решимость провести плебисцит вовремя.
«Референдум необходимо обязательно провести в установленный срок, – заявил в интервью ВЗГЛЯДУ зампред временного правительства Азимбек Бекназаров. – Проведение всенародного голосования будет способствовать стабилизации. На основании новой конституции мы объявим выборы. Сколько можно жить вне правового поля? Любой здравомыслящий человек сегодня ориентируется на референдум. И все мировое сообщество от нас ждет проведения всенародного голосования и легитимизации власти».
«Референдум провести необходимо, – поддерживает Бекназарова председатель Института конституционной политики Нурлан Сыдыков. – А то, что есть так называемая «группа несогласных», – извините, мы не можем подделываться под каждого. Я думаю, граждане с пониманием должны отнестись к необходимым политическим мероприятиям. А те, кто провоцирует беспорядки, в частности, развязал бойню на юге, – это реваншисты. Они как раз и заинтересованы в срыве референдума, и идти у них на поводу не следует».
«Референдум будет проводиться по всей территории Кыргызстана, в том числе в Ошской и Джалал-Абадской областях, независимо от того, введено в них чрезвычайное положение или нет, – обещает в интервью ВЗГЛЯДУ другой вице-премьер из временного правительства Омурбек Текебаев. – Временный порядок проведения референдума не устанавливает так называемого порога явки. Правительство приняло необходимые правовые меры по обеспечению гарантий права граждан на участие во всенародном голосовании».
Но не все придерживаются такого мнения даже внутри самой команды Розы Отунбаевой.
«Когда десятки тысяч людей в Кыргызстане разыскивают тела погибших родственников и без вести пропавших, стремление провести референдум 27 июня выглядит по меньшей мере непонятным, – считает координатор временного правительства по социальным вопросам Эльмира Ибраимова. – В Ошской области есть тенденция к ухудшению, и референдум может стать катализатором протестного настроения, имеющего место на юге страны, что, в свою очередь, выльется очередной волной беспорядков и кровопролития. Психологически акция всенародного голосования воспринимается населением Ошской и Джалал-Абадской областей как черствость и бездушие властей, не учитывающих последствия июньской трагедии для десятков или даже сотен тысяч жителей этих двух регионов».
«Референдум сегодня не может рассчитывать на какую-либо моральную или нравственную поддержку общества, – говорит Ибраимова. – Временное правительство, в конце концов, должно осознавать, что международные наблюдатели в силу того, что им не может быть дана гарантия безопасности, не смогут выехать в регионы для мониторинга. Это значит, что говорить о прозрачности процесса голосования не представляется возможным, зато результаты референдума наверняка будут подвергнуты сомнению».
В подтверждение слов Ибраимовой ОБСЕ, как сообщают в ЦИК Киргизии, уже отозвала 300 краткосрочных наблюдателей, направленных было в страну на референдум. Причина – соображения безопасности. Но на правительство пока не подействовал и этот аргумент.