– Андрей Анатольевич, псковское областное собрание, включая представителей оппозиции, положительно оценило первые 12 месяцев вашей работы. Легко ли вам удалось наладить контакт с законодателями?
– Во-первых, с большинством депутатов я был знаком задолго до назначения на пост губернатора, когда сам избирался по одному из округов, когда работал сенатором от Псковской области. Поэтому адаптационный период не понадобился. Сегодня можно с уверенностью говорить, что работа, проводимая областным собранием депутатов, строится конструктивно, отсутствует мешающая работе «политическая демагогия», когда депутаты вступают в конфронтацию не по существу вопроса, а исходя из партийной принадлежности или каких-то других, рекламных соображений. Более того, в тесном взаимодействии с собранием мы работаем по модернизации политической системы. Оппозиционные партии получают все больший доступ к «трибуне», приняты поправки по интернет-трансляциям сессий собрания, к работе комитетов привлечены недавно появившиеся у нас уполномоченный по правам человека, по правам ребёнка, Общественная палата, Общественный совет по культуре.
Год был непростым, прежде всего, из-за последствий мирового финансового кризиса, из-за сложного социального и политического «наследства
С недавних пор возрождена практика приглашения на депутатские сессии представителей администрации области для докладов и отчетов перед депутатами по злободневным вопросам. Также привлечены к участию в работе областного собрания депутатов непарламентская оппозиция, в частности партии «Яблоко», которая не имеет представительства в законодательном собрании, но сегодня может высказать свое видение и предложения по реализации каких-то проектов, идей.
– Вы сами остались довольны проделанной работой?
– Год был непростым, прежде всего, из-за последствий мирового финансового кризиса, из-за сложного социального и политического «наследства». Тем не менее считаю, что добиться удалось многого. Одним из главных достижений этого года я считаю сохранение социальной стабильности в регионе. Мы эту задачу ставили перед собой весной 2009 года в своей Антикризисной программе, мы её выполнили. Удалось не только сохранить все социальные выплаты и зарплаты бюджетников в полном объёме, но даже увеличивать их по различным позициям. Например, поднят уровень зарплат бюджетников – конечно, не так высоко, как хотелось бы, но все-таки в кризисный год это можно считать достижением. Учителям за год средняя заработная плата была доведена до 14 тыс. рублей, то есть увеличение на 40%, это выше средней зарплаты в госсекторе экономики области.
Сегодня в разработке находится проект новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы, который позволит добиться увеличения зарплаты квалифицированного персонала и ликвидировать диспропорции в уровне зарплаты бюджетников. Была пересмотрена система мер социальной защиты населения: в частности, принят закон «О ветеранах труда Псковской области». За прошедший год такое звание присвоили почти 12 тысячам граждан, и они уже получают ежемесячные выплаты. Реализация этого документа потребовала дополнительно бюджетных расходов в размере 33 млн рублей. Также в 2009-м подготовили ряд решений, которые вступили в силу с 1 января этого года. Это единовременная выплата одному из родителей, награжденных орденом «Родительская слава» в размере 30 тыс. рублей и ежемесячные выплаты каждому родителю по тысяче рублей. То же самое касается решения о ежемесячных выплатах инвалидам войны в Афганистане – по 600 рублей ежемесячно.
Была проведена индексация мер социальной поддержки, пособий и выплат отдельным категориям граждан. В 2009 году продолжилась реализация областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» – 172 молодых семьи улучшили жилищные условия. Общая сумма выплат в прошлом году составила 70 млн рублей, из них 51 миллион – из областного бюджета. Помимо того, все 274 ветерана Великой Отечественной войны, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, получили квартиры. После 1 марта на учет было поставлено 672 ветерана, из них 96 уже получили свидетельства. В соответствии с указом президента России все ветераны будут обеспечены жильем.
Можно еще говорить о цифрах и решениях в социальной сфере. Это, действительно, был главный приоритет в нашей работе. Но ведь помимо этого пришлось в срочном порядке заниматься неотложными проблемами в сфере культуры, управления, инвестиций. Фестиваль «Крещендо», восстановление знаменитой «Покровской башни», первые энергосберегающие котельные, огромный для Пскова объём дорожных работ, количество конфликтных ситуаций с социальными объектами, выплатами зарплат, несостоявшимися ещё до нашего прихода выборами в некоторых районах. Всё это приходилось решать срочно, в «ручном режиме».
Доволен ли я своей работой? Наверное, да. Работы и проблем через год меньше не стало, но главное, удалось «повернуть мозги» в головах тех, от кого зависит жизнь псковичей. Вместо «кто виноват» и «кто против кого дружит» активные сообщества и муниципальные власти в регионе все больше действуют исходя из вопроса «что и как делать?», а мерилом успеха становится количество решённых проблем людей.
– То есть основное личное внимание уделялось соцсфере?
– Я сознательно ввел практику личного посещения социальных учреждений в своих еженедельных рабочих поездках по области. Это меняет тренд, формирует более ответственное отношение властей всех уровней, привлекает внимание общественности к проблемам стариков и детей. В дома престарелых сегодня ездят волонтеры псковских организаций, Красного Креста, студенты, волонтеры из Москвы. Администрация области не препятствует этому, наоборот, создает условия для того, чтобы дома престарелых находились под общественным контролем. При каждом социальном учреждении в 2009 году были созданы попечительские советы, многим из которых уже есть что рассказать о своей работе. Главное, меняется отношение чиновников, все чаще руководители муниципальных образований начинают оптимизацию расходов муниципалитета не с сокращения числа социальных учреждений, а с уменьшения собственных административных расходов.
– В прошлом году в области случился прогремевший на всю страну скандал вокруг социальных учреждений, а именно небезызвестного Яммского дома-интерната для престарелых. Удалось разрешить эти проблемы и сделано ли что-то, чтобы предотвратить их появление в других местах?
– В настоящее время обеспечиваемые ГУСО «Яммский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на основании личных заявлений переведены в ГУСО «Опочецкий дом-интернат для инвалидов и престарелых». Поверьте (или проверьте), условия там несравнимы с Яммом. Те самые волонтёры из объединения «Старость в радость» это подтверждают в своих блогах. Бюджетом предусмотрена реконструкция пристройки к Гдовской ЦРБ с целью организации нового дома-интерната для инвалидов и престарелых. В государственных учреждениях соцобслуживания внедрена система качества, предназначенная для создания необходимых условий гарантированного удовлетворения законных запросов и потребностей клиентов, повышения эффективности и качества услуг на всех стадиях их предоставления. Плюс, как я уже сказал, социальные объекты находятся под моим личным контролем.
Главное , удалось «повернуть мозги» в головах тех, от кого зависит жизнь псковичей
– Какие главные болевые точки региона на сегодняшний день?
– Фундаментальной проблемой, без решения которой сложно говорить об экономическом развитии региона, является демография и модернизации здравоохранения. Демографический кризис в Псковской области носит более затяжной характер, чем в целом по России, так как непрерывно продолжается уже более 40 лет. За последние 20 лет численность населения области сократилась на треть и составила 685 тысяч человек. С 1965-го смертность постоянно превышает рождаемость, и в 2009 году эта разница была двукратной. Средний возраст жителей области – 41 год, самый высокий на Северо-Западе, а количество пенсионеров превышает треть от общей численности населения.
– Что собираетесь делать?
– Решение демографической проблемы определено как приоритетное направление в нашей Стратегии, её составной частью является Генеральная программа действий по оздоровлению демографической ситуации в регионе. Мы создали эту программу в 2009 году, и ее реализация является стратегическим ориентиром для администрации Псковской области. В ее рамках реализуются порядка 20 областных долгосрочных целевых программ социальной направленности на общую сумму более 1 млрд рублей. Коэффициент рождаемости в 2009 году составил 10,3 промилле (в 2008 – 10), коэффициент смертности – 20,7 (в 2008 году – 21,7). Коэффициент естественной убыли населения в 2009 году составил 10,4 промилле (в 2008 – 11,7). Впервые в нашем регионе на 2% увеличился рост рождаемости в сравнении с 2008 годом, на 5% снизилась общая смертность, в том числе перинатальная, на 11,1% сократилась естественная убыль населения.
Несмотря на осторожно оптимистичную статистику в сфере демографии по прошедшему году, мы должны понимать, что проблему не решить до тех пор, пока в регионе не будут созданы условия для здоровой, интересной и продуктивной жизни молодого поколения.
Наши особые усилия направлены на модернизацию областного здравоохранения. Тревогу вызывает высокий показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний среди трудоспособного населения. По этой причине работаем над созданием современного регионального сердечно-сосудистого центра. Нами уже подана заявка в Минздравсоцразвитие, изначально мы стояли в плане на 2012 год, сейчас рассматривается возможность включения Псковской области в план на 2011-й. Сосудистый центр планируется создать на базе Псковской областной больницы, кроме того, еще два–три аналогичных отделения будут работать в районах.
В завершающей стадии находятся переговоры с ОАО «РЖД» по зданию для онкодиспансера. мы договорились с руководством РЖД о передаче здания Псковской железнодорожной больницы на баланс области для создания в нем регионального онкологического центра. Процесс передачи потребует затрат из областного бюджета, но мы готовы нести эти расходы, так как вопрос очень важный, а качество услуг, предоставляемых онкодиспансером в Пскове, на сегодня не отвечает необходимым требованиям. С момента передачи здания до открытия центра пройдет некоторое время, так как здание железнодорожной больницы нуждается в ремонте. Специалисты оценят объем необходимых работ, подготовят проектно-сметную документацию и составят список высокотехнологичного медицинского оборудования, которым будет оснащено медучреждение. По линии «Единой России» наше отделение включилось во все программы, способствующие повышению здоровья населения. Например, сегодня у нас уже идёт строительство ледового дворца, первого на территории области.
В сфере ЖКХ и капитального строительства особое внимание уделяется взаимодействию с Фондом реформирования ЖКХ, получено опережающее финансирование на ремонт и переселение из аварийного фонда. Из федерального бюджета удалось привлечь свыше 1 млрд рублей. В программе по капитальному ремонту участвовали 15 муниципальных образований. Всего отремонтированы 549 многоквартирных домов. Говоря о ЖКХ, необходимо сказать о действиях администрации по повышению энергоэффективности. Нами разработана программа «Развитие торфяного и других местных видов топлива на 2010–2014 годы». В настоящее время у нас более половины котельных работают на угле и мазуте, что крайне неэффективно, учитывая транспортировку сырья из других регионов. Если в энергетическом балансе области эти котельные составляют 10%, то в переводе на деньги это половина всех наших годовых расходов на отопление и горячее водоснабжение. По сути, мы сидим на мазутно-угольной «игле». И чем быстрее мы с этой «иглы» слезем, тем быстрее высвободившиеся средства сможем направить на развитие экономики региона.
Программа рассчитана на пять лет. Общий объем инвестиций – 2,3 млрд рублей. Строить ее планируем на принципах государственно-частного партнерства, при финансировании из областного бюджета не более 20%, из федерального бюджета – 40%, частные инвесторы – 40%. У нас уже построены две котельные на использовании фрезерного торфа, в этом году планируется построить еще две. Развитие данного направления будет стимулировать добычу и переработку местных видов топлива, торфа и неделовой древесины. И такие предприятия уже появились. В 2009 году в городе Великие Луки введено в эксплуатацию предприятие по добыче и переработке фрезерного торфа, изготовлению широкого ассортимента высококачественных торфяных смесей. Завод оснащен современным высокотехнологичным оборудованием. Разработка и добыча торфа ведется на месторождении «Гальский мох». Новое торфопредприятие дало области около 100 рабочих мест с фондом заработной платы около 4 млн рублей. Именно в этом направлении, освобождаясь от угольно-мазутной зависимости и создавая новые рабочие места, мы будем двигаться дальше.
– Недавно вы выступили сразу с несколькими инициативами в социальной сфере, даже заявили, что принятие социального бюджета – необходимость для региона. Много проблем досталось от предшественника?
– В первые же месяцы работы стало понятно, что основные проблемы, стоящие перед областью, – социальные. Отсюда и все инициативы в этой сфере. Областной бюджет также не может игнорировать основные вызовы, стоящие перед регионом, поэтому он, прежде всего, направлен на поддержание и развитие соцсферы. В 2009 году главным вопросом был вопрос, как пережить мировой финансовый кризис без потерь, сохранить экономическую, социальную и общественно-политическую стабильность. Что касается проблем, доставшихся от предшественника, их можно назвать общероссийскими, но уровень запущенности просто зашкаливал: убитые дороги, брошенная история и культура, брошенный на самовыживание Псков, исключенный из региональной повестки город Великие Луки, «оптимизация», а точнее, ликвидация культурных и образовательных учреждений, загнанная в подполье общественно-политическая жизнь.
По сути, на фоне других регионов России область вымирает и стареет, уровень жизни населения падает, уровень экономического развития региона крайне низок. В этих условиях мы поставили перед собой несколько задач, а именно: не допустить падения экономических показателей, роста неплатежей заработной платы, банкротств предприятий области, обеспечить надлежащее выполнение прямых социальных обязательств перед гражданами, создать задел, а по возможности обеспечить реальное появление проектов развития Псковской области, стратегических инициатив и инвестиций, провести ревизию системы власти, повысить ее эффективность и, самое главное, попытаться создать конструктивную, здоровую общественно-политическую атмосферу в обществе.
– Недавно вы заявили о введении неких критериев оценки деятельности властей муниципальных образований, от которых будет зависеть вопрос о выделении им дополнительных кредитов из областного бюджета. Не приведет ли это к тому, что живущие плохо муниципалитеты окажутся в более худшем положении? Ведь пострадают от этого в первую очередь граждане?
– Выделение дополнительных кредитов из областного бюджета на основании критериев оценки деятельности руководителей муниципальных образований не приведет к ухудшению положения муниципалитетов, речь идет не об уменьшении финансирования, а о дополнительном «бонусном» финансировании.
Главное, сами руководители муниципальных образований оказываются в результате довольны тем, что с нашей помощью проводится ревизия расходов, проблем, планов территорий, появляются, если хотите, понятные и чёткие «правила игры» в отношениях области и муниципалитетов.
– Возглавив регион, вы пообещали возобновить практику личных приемов граждан. Помогла такая форма узнать ближе о чаяниях жителей области? С какими проблемами приходят рядовые псковичи?
– Личные приемы граждан нужны не только для того, чтобы узнать о чаяниях жителей, хотя это, безусловно, важно. Кроме этого, они демонстрируют открытость власти, готовность выслушивать людей и погружаться в их проблемы. Губернатор должен подавать своими поступками пример для остальных чиновников и политиков области, если же он не находит времени для того, чтобы разговаривать с людьми, какой он пример подает своим подчиненным? Мы сегодня много работаем над тем, чтобы поменять отношение чиновников к людям, и наоборот. И одними приемами здесь не обойдешься. Именно по этой причине в такой нестандартной форме работает мой недавно открытый сайт www.turchak.ru, пользующийся уже сейчас популярностью у народа. Это прекрасная площадка для неформального, что важно, общения между чиновниками, начиная от замов губернатора, и людьми, которым что-то интересно, которым есть что спросить и что предложить власти. Одновременно это инструмент оперативной обратной связи и оперативного реагирования на те или иные проблемные ситуации. А проблемы, с которыми приходят псковичи, да и о которых пишут на сайте тоже, известны и, наверное, являются общими для страны. Это жилье, трудоустройство, инфраструктура – в основном, дороги, сфера ЖКХ, иногда жалобы на власть предержащих. Важно на эти проблемы реагировать, разговаривать с людьми, находить решения. Вообще считаю, что при решении любой проблемы в центре должен стоять человек и то, что он получит в результате решения этой проблемы. К сожалению, такая позиция пока не всегда просматривается в действиях властей разного уровня. Но мы будем продолжать работать в этом направлении.
Интервью опубликовано на основании Государственного контракта № 6 об оказании информационных услуг от 1 марта 2010 года