Президент США Барак Обама обнародовал новую 52-страничную национальную стратегию безопасности. Впервые он кратко рассказал о ней в конце прошлой недели. Как и сообщалось, главной угрозой безопасности Соединенных Штатов Обама считает терроризм, а врагом – международную террористическую сеть «Аль-Каида*».
Американцы несут тяжелую ношу, и наше лидерство по всему миру слишком тесно отождествлено с военной силой
В тексте он пишет, что Соединенные Штаты должны оживить собственные экономические, моральные и инновационные усилия, если хотят продолжать оставаться мировым лидером. По его словам, как после Второй мировой войны, США и сегодня должны формировать новый международный порядок и систему глобальных институтов, которые отражают реальности 21-го века, в которых «величие Америки неоспоримо».
«Как мы ведем войны перед собой, мы должны видеть горизонт за ними, − приводит The Washington Post отрывок из документа, − чтобы достичь этого, мы должны добиваться стратегии национального обновления и глобального лидерства – стратегии, которая перестаивает основу американской твердости и влияния».
Для Обамы это первый подобный отчет, подготовленный в соответствии с законом от 1986 года, согласно которому глава государства представляет конгрессу ежегодные стратегические официальные отчеты. Большинство администраций изредка придерживались этого требования. Предшественник Обамы Джордж Буш-младший за время президентства выпустил стратегии национальной безопасности в 2002-м и 2006 годах.
Этот документ устанавливает внутриправительственные приоритеты администрации и сообщает их конгрессу, американскому народу и всему миру. Также он представляет собой некую основу для стратегических документов, готовящихся другими ведомствами, включая пентагонскую национальную систему обороны.
Новая доктрина Обамы представляет четкий уход от односторонних военных методов, которые защищал Буш после атак 11 сентября 2001 года. Буш постепенно смягчал этот посыл к концу своего президентства, но стратегия Обамы предлагает «широкую концепцию, которая составляет нашу национальную безопасность».
В документе говорится, что военное превосходство должно поддерживаться и «Соединенные Штаты остаются единственной нацией, способной проектировать и поддерживать широкомасштабные операции на больших расстояниях». Но «когда мы злоупотребляем нашей военной мощью, или неудачно вкладываем, или размещаем дополнительные инструменты, или действуем без партнеров, тогда наши войска слишком напрягаются. Американцы несут тяжелую ношу, и наше лидерство по всему миру слишком тесно отождествлено с военной силой».
Стратегия ссылается на четыре «долгосрочных национальных интереса», которые «неразрывно связаны»: безопасность, процветание, ценности и международный порядок.
«Одна из вещей, которую мы действительно хотим сделать, – представить документ в должном контексте нашего времени», − считает Бенджамин Родес, заместитель советника по национальной безопасности по стратегическим связям.
Повторяя о международном вовлечении и сотрудничестве как о первичных методах борьбы против угроз национальной безопасности (эти темы Обама неоднократно выделял в течение 16 месяцев своего президентства), президент также говорит о том, что он остается преданным ядерному нераспространению и борьбе с изменением климата.
В четверг члены американской администрации объяснят некоторые особенности новой национальной стратегии безопасности. Госсекретарь США Хиллари Клинтон обсудит дипломатические элементы доктрины. А советник Обамы по национальной безопасности Джеймс Джонс встретится с зарубежными журналистами.
В среду главный советник президента по контртеррористической политике Джон Бреннан обсудил элементы внутренней безопасности, заявив, что документ «четко определяет угрозы США, исходящие от местных радикалов». Он также описал «новую фазу» тактики международной террористической сети «Аль-Каида», когда кто-либо из ее членов, не подходящий к «традиционной характеристике», пытается осуществить сравнительно незамысловатые атаки. Для примера он упомянул неудавшуюся попытку Умара Фарука Абдулмуталлаба взорвать самолет в Рождество и Фазиля Шахзада, пакистанца с американским гражданством, который в этом месяце припарковал в центре Нью-Йорка автомобиль с взрывчаткой.
«Как наши враги адаптируют и развивают свои тактики, мы постоянно должны адаптировать и развивать свои, не в безумной гонке, ведомой страхом, а в содержательной и здравой манере, которая усовершенствует нашу безопасность», − сказал чиновник.
В своей речи советник Обамы тоже отказался от антитеррористической риторики администрации Буша, сказав, что «наш враг не терроризм, потому что терроризм всего лишь тактика». «Наш враг не террор, потому что террор – состояние души и как американцы мы отказываемся жить в страхе», − сказал он, добавив, что США будут бороться с террористами там, где те тренируются и планируют свои заговоры: в Афганистане, Пакистане, Йемене, Сомали и других государствах.
Еще в документе повторяется обещание Обамы закрыть американскую тюрьму Гуантанамо на Кубе, но детали и время, когда это может произойти, не указываются. В стратегии не изменились политические тезисы в отношении Ирака, Афганистана, Пакистана, Ирана и Северной Кореи. «Наши связи с нашими европейскими союзниками остаются для США краеугольным камнем во взаимодействии с миром», − говорится в доктрине.
Отдельной строкой упоминается сотрудничество с азиатскими державами, включая Южную Корею и Японию, а также с Канадой и Мексикой как союзниками по полушарию.
Что касается отношений с Россией, то центральной частью стратегии администрации, подчеркивается в документе, остается расширение сотрудничества с «другими ключевыми центрами влияния». Вместе с Россией в этом ряду называются Индия и Китай.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ