Помимо договора о СНВ, на ратификацию в конгресс США направлен не менее важный документ, а именно: соглашение по сотрудничеству с Россией в области ядерной энергетики.
Надо это все увязывать в такую систему ПРО, которая нам понятна, которая абсолютно транспарентна для нас
В Москве полагают, что подписание этого документа откроет двум странам огромные возможности в этой сфере. «Я адвокат этого соглашения, и жаль, что Грузия глупо в это вмешалась, потому что и американцы, и мы потеряли очень хороший бизнес. Если это соглашение пройдет, оно откроет хорошие перспективы сотрудничества в этой высокотехнологичной сфере», – заявил находящийся с визитом в США вице-премьер Сергей Иванов.
Подписание документа должно укрепить отношения двух государств, в которых уже сегодня «задули новые ветра». «По многим вопросам мы находим хорошее взаимопонимание. Есть стремление администрации США подходить с новым взглядом», – передает его слова «Интерфакс».
Например, почти полного согласия, несмотря на разность подходов, Москве и Вашингтону удалось достичь по иранской ядерной проблеме.
При этом вице-премьер подчеркнул, что США не в обиде на Россию за ее военно-техническое сотрудничество с исламской республикой, тем более что оно никак не связано с ядерным вопросом. «Мы ничего не делали и не будем делать для того, чтобы способствовать развитию каким-то образом, даже косвенным, ядерных или ракетных программ Ирана и поставок туда агрессивных и наступательных видов вооружений. Но это не значит, что любые поставки любых вооружений от патронов до элементарных систем ПВО следует смешивать и подвергать санкционным механизмам», – подчеркнул он.
То же самое будет касаться и реализуемого Россией в Иране проекта по строительству АЭС в Бушере. «Какое отношение мирная ядерная энергетика под полным контролем МАГАТЭ может иметь к ядерному распространению? Никакого. У нас совершенно разные подходы к Ирану хотя бы потому, что у американцев вообще нет никаких интересов в Иране, голый ноль – ни торговли, ни экономики, ни энергетики, ничего», – убежден Иванов.
Однако это не означает, что Россия и США не будут вместе противодействовать попыткам иранских властей создать ядерное оружие. Более того, по словам члена правительства, он не удивится, если Совбез в ближайшее время все-таки примет новую резолюцию по Ирану.
Кроме иранской проблематики, во время своего визита Иванов обсудил с представителями Госдепа вопрос создания единой европейской системы ПРО.
По его словам, это остается «сложной темой», хотя дискуссия вокруг этого вопроса стала складываться менее «драматично». «Появилось больше возможностей для сотрудничества, чем раньше, поскольку, по мнению американской стороны, легче инкорпорировать наши предложения об использовании наших южных радаров», – пояснил он.
По логике инициаторов системы ПРО, продолжил Иванов, она должна защищать прежде всего южные рубежи, поскольку «угроза исходит не из Европы и не из России». «Это все признают, и это логично, но тогда надо это все увязывать в такую систему ПРО, которая нам понятна, которая абсолютно транспарентна для нас. И тогда мы готовы еще более активно подключиться к процессу ее создания», – добавил он.
Ясность в этом вопросе, по словам вице-премьера, может появиться «где-то к концу этого года».