Во вторник президент России Дмитрий Медведев, обращаясь с третьим посланием к Федеральному собранию, предложил ввести пропорциональную или смешанную систему на муниципальных выборах с численностью депутатов не менее 20 человек. Это, по его словам, «сделает партии ближе к избирателям». Президент подчеркнул, что «качество жизни – это еще и качество политической системы, ее совершенствование». Глава государства напомнил, что в предыдущих Посланиях он уже озвучивал 10 позиций по реформе политсистемы в 2008 году и 10 – в 2009-м.
Мы готовы нести ответственность за то огромное наследство, которое оставил нам в жилищно-коммунальной сфере Советский Союз
«Однако на уровне местного самоуправления требуются дополнительные шаги», – полагает он, добавив, что, хотя местное самоуправление остается важнейшим элементом любого демократического государства, «к сожалению, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается» и в результате «на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций».
По его мнению, такая инициатива поднимет политическую конкуренцию «на низовом уровне», что, в свою очередь, послужит «укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партии перед избирателями». «Следует сделать их (партии) ближе к повседневной жизни наших граждан», – считает он.
По мнению Медведева, предложенные изменения станут еще одним шагом «к укреплению демократической власти, главной задачей которой остается достойная жизнь наших людей». Таким образом, «выборы в Госдуму в декабре следующего года пройдут уже в условиях политической системы, обновленной на всех уровнях», – заключил он.
Отметим, что накануне выступления Медведева ЛДПР предложила вообще избавиться на местном уровне от голосования за одномандатников. Однако в «Единой России» инициативу в таком формате не поддержали. Как заявлял ранее газете ВЗГЛЯД исполняющий полномочия секретаря президиума генсовета партии Сергей Неверов: «Когда 286 жителей избирают семь депутатов в поселковый совет, говорить о пропорциональной системе невозможно. Это как раз тот случай, когда должна действовать мажоритарная система». Неверов предупреждал, что идея ЛДПР чревата тем, что в списках появляются люди, о которых никогда никто не слышал.
«Избиратели должны видеть своего представителя и голосовать за конкретного человека. По этой же причине мы и выступаем за открытые, горизонтальные списки, когда известна не только первая тройка кандидатов», – добавил Неверов.
О том, что даст введение пропорциональной системы на муниципальных выборах, газете ВЗГЛЯД рассказал первый заместитель руководителя исполкома «Единой России», депутат Госдумы Валерий Гальченко, в прошлом – один из основателей и лидеров Всероссийского совета местного самоуправления.
ВЗГЛЯД: Валерий Владимирович, президент предлагает ввести пропорциональную систему на муниципальных выборах. Готова ли «Единая Россия» к таким изменениям?
Валерий Гальченко: «Единая Россия» – единственная структура в стране вообще, которая готова. Это связано с тем, что каждые полгода избирается 40–60 тысяч депутатов и глав местного самоуправления, и не только местного самоуправления, и на 95% этих должностей своих кандидатов выставляет «Единая Россия». Это происходит по конкретным причинам: у нас существуют реальные кадры. Кроме того, мы готовы нести ответственность не только за политическую ситуацию в стране, но за то огромное наследство, которое оставил нам в жилищно-коммунальной сфере Советский Союз.
ВЗГЛЯД: Насколько активны на муниципальных выборах соперники «ЕР»?
В.Г.: Наши соперники все вместе выставляют иногда кандидатов на 15, иногда на 20% мандатов. Когда мы смотрим результаты, то мы видим, что «Единая Россия» набирает от 70 до 80% в среднем по стране в муниципальной среде.
ВЗГЛЯД: Все остальное остается соперникам?
В.Г.: Если мы получаем 70–80%, то они 30–20%? Хочу вас расстроить. В сумме они набирают 3% по стране. Все остальное – это самовыдвиженцы, районные организации. Мы не против этого, особенно на муниципальном уровне. Поэтому мы не только готовы, а мы хотим и можем. У нас есть кадровый потенциал, у нас инструменты, при помощи которых мы отбираем лучших профессиональных управленцев.
ВЗГЛЯД: Вы давно занимаетесь вопросами муниципалитетов, но до сих пор эта проблематика не обсуждалась на таком высоком уровне.
В.Г.: Я был одним из тех, кто создавал Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС). В свое время я был мэром города – председателем Дмитровского городского совета народных депутатов. Более того, когда был в областной думе, отвечал, в том числе, за муниципальное сообщество. Среду и проблемы хорошо знаю. И поэтому давно, лет двадцать, глубоко убежден в том, что все мы не до конца правильно понимаем слова «местное самоуправление».
К сожалению, и пресса, и зачастую региональные власти, когда говорят о местном самоуправлении, представляют руководителя администрации какого-то города. Они видят главу. А на самом деле это не местное самоуправление, это человек, которому местное самоуправление, местное сообщество должно бы поручить обеспечение выполнения тех задач, которое местное сообщество ставит в собственных интересах через своих представителей.
ВЗГЛЯД: Тогда как вы восприняли предложение президента?
В.Г.: Предложению нашего президента Дмитрия Анатольевича Медведева я рукоплескал стоя. Мне кажется, я был один.
ВЗГЛЯД: Почему один?
В.Г.: Потому что, еще раз говорю, у нас со времен Советского Союза, после того, что происходило, когда любая инициатива, любое самоуправление было подвергаемо остракизму, у нас, к сожалению, и в головах у руководителей сохраняется убеждение, что местное самоуправление – это его глава. А на самом деле это граждане, которые объединяются по поводу решения проблем местного уровня.
Например, в свое время я избирался депутатом Дмитровского городского совета. Пришел в воинскую часть, разговаривал с женами офицеров. Офицеры были недоступны. Мне сказали, что на трассе есть автобусная стоянка, перед ней лужа, и никто не может пройти. Я спрашиваю: «Лопата есть?». И мы – все, кто хотел – собрались и пошли закапывать эту яму. Вот это и есть местное самоуправление.
Невозможно из одного центра решить проблемы 140-миллионного населения, если сами люди не соберутся вместе и не начнут решать вопросы местного значения. Это возможно только при одном условии – если в конце концов политическая система в виде партий дойдет до муниципального уровня, и тогда хоть кто-то начнет организовывать наших граждан для решения вопросов местного значения.