Любой, кто помогает, неважно, чем он занимается – суп варит или одежду стирает, совершил законченный состав преступления
Президент призвал усилить карательные меры для пособников террористов вскоре после терактов в московском метро. «На мой взгляд, по террористическим преступлениям нужно создать такую модель, когда любой, кто помогает, неважно, чем он занимается – суп варит или одежду стирает, совершил законченный состав преступления», – заявил Медведев в начале апреля. В середине июля соответствующие поправки были внесены в нижнюю палату. Разработанные в Генпрокуратуре дополнения предназначены для ст. 205 УК РФ («Террористический акт»).
В законопроекте под пособниками террористов подразумевают советчиков, информаторов и поставщиков оружия, одежды и других спецсредств бандитам, а также тех, кто укрывает у себя дома террориста или уничтожает оставленные им улики. Пособникам террористов в соответствии с законопроектом будет грозить от 4 до 15 лет тюрьмы.
Однако депутаты Госдумы из комитета по безопасности решили еще конкретизировать понятие «пособничество террористам». Как заявил газете ВЗГЛЯД зампред думского комитета по уголовному, арбитражному, процессуальному и гражданскому законодательству Владимир Груздев, ко второму чтению уголовные сроки будут грозить и тем, кто вербует новых помощников для террористов.
Кроме того, с принятием президентских поправок усложняются и критерии для условно-досрочного освобождения террористов. Если сейчас выйти на свободу досрочно террорист может, отбыв две трети срока, то с внесением поправок на УДО преступник сможет рассчитывать, лишь отсидев уже три четверти срока. И это притом что наказание за совершение терактов, содействие их организации, публичные призывы к терроризму и его оправдание также увеличиваются.
Так, теперь тюремный срок от 8 до 20 лет будет грозить непосредственным исполнителям взрывов, от 4 до 15 лет лишения свободы тем, кто содействует террористической деятельности и до 5 лет лишения свободы тем, кто публично призывает к совершению терактов.
Коммунистка Тамара Плетнева при обсуждении проекта возмутилась. По ее словам, террористы вообще не должны иметь права на УДО, а сроки заключения должны быть пожизненными без всяких поблажек. Полпред президента в Госдуме Гарри Минх объяснил, что введение условно-досрочного освобождения для террористов – это не президентская поблажка преступникам, а требование Конституционного суда.
#{smallinfographicleft=427277}Одновременно в среду в Госдуме были одобрены и другие предложенные Кремлем поправки в Уголовно-процессуальный кодекс. На этот раз речь шла о гуманизации, а косвенным поводом для их появления стало нашумевшее дело умершего в СИЗО юриста Сергея Магнитского.
Поправки разрешают освобождать из СИЗО тяжелобольного подозреваемого. Перечень таких тяжелых заболеваний должен быть позднее утвержден правительством. Скорее всего, в него войдут последние степени раковых заболеваний, ВИЧ и туберкулез.
Гарри Минх, также представлявший в Госдуме поправки в УПК, напомнил, что в 2008 году в СИЗО умерло от заболеваний 276 человек, в 2009-м их количество было чуть меньше – 233. Большинство из них имели запущенные случаи туберкулеза и онкологические заболевания.Справедросс Антон Беляков в ходе дискуссии привел совсем другие цифры. По его данным, из 840 тыс. заключенных 240 тыс. и так уже больны. Из них 15 тыс. – сифилисом, 40 тыс. – туберкулезом, 67 тыс. страдают психическими аномалиями, а 65 тыс. ВИЧ-инфицированы. Он обеспокоен тем, что большинство больных рецидивистов в случае вступления закона в силу будут просто выпущены из СИЗО, ведь почти все они неизлечимо больны. Минх назвал такой вывод некорректным. Ведь большинство из названных депутатом болезней в список опасных для жизни не попадут.
Коммунист Борис Кашин тогда предложил открыть в России своего рода больницу для смертников, в которой они не смогут избежать наказания за свои преступления, но при этом получат медицинскую помощь. Другие депутаты беспокоились, что принятие закона приведет, с одной стороны, к росту коррупции в СИЗО, а с другой – к затягиванию судебного процесса. Ведь судья в этом случае будет каждый раз требовать справку о здоровье подозреваемого.