В пятницу президент России Дмитрий Медведев обсудил с постоянными членами Совета безопасности последствия грузинской агрессии против Южной Осетии и те уроки, которые были извлечены из трагических событий августа 2008 года.
Нет ни одного снимка, и не может быть, где были бы зафиксированы наши колонны бронетехники в ночь 7 августа. Их просто не существует в природе
«Завтра особая годовщина – годовщина с начала агрессии Грузии на территории Южной Осетии. Мы поговорим о тех уроках, которые были извлечены, и о последствиях конфликта для обстановки как в регионе, так и в мире», – сказал глава государства на совещании в сочинской резиденции «Бочаров ручей».
В это же самое время в Южной Осетии память погибших в результате грузинской агрессии почтили минутой молчания участники круглого стола «Южная Осетия: пять дней одного августа».
Президент республики Эдуард Кокойты заявил, что август для его страны имеет «двоякое значение». Он напомнил, что 8 августа дополнило список трагических дат, среди которых – геноцид 20 года, Зарская трагедия, 1 сентября в Беслане. «В то же время в августе есть и праздничная дата – день признания республики», – заметил он.
Главной причиной войны он назвал «безнаказанность Грузии и заигрывание с фашизмом и национализмом». «В поддержке страны с националистической идеологией заключается ошибка ряда стран, которые вооружали и вооружают Грузию. Эти страны и сейчас отказываются признать реалии, осудить агрессора, не хотят принять свою ответственность», – цитирует Кокойты ИТАР-ТАСС.
Он также отметил, что «сегодня вызывает беспокойство бездействие и тенденциозность международных наблюдателей, их попытки скрыть действия Грузии, осуществляющей провокации и передвижения военной техники в приграничной зоне Южной Осетии, что противоречит соглашениям Медведева – Саркози».
В Сухуме, в свою очередь, предлагают Западу провести переоценку тех событий. В заявлении министерства иностранных дел Абхазии говорится, что, несмотря на явные факты, подтверждающие вину Грузии, «международное сообщество не выступило с объективной оценкой действий режима Саакашвили в Южной Осетии».
«Грузия же продолжает пользоваться ангажированной поддержкой некоторых западных стран, а новый процесс милитаризации Грузии приобрел еще более интенсивные темпы, чем перед вторжением в Южную Осетию. США вновь вооружают Грузию через Израиль, Францию и Украину. Президент Грузии, открывая совместные военные учения со странами НАТО, открыто говорит о строительстве уже совершенно другой армии – более новой, более крупной, более эффективной – такой, которая могла бы защитить Грузию от российской агрессии, не скрывая при этом свои агрессивные намерения», – говорится в документе.
В самой Грузии тоже почтили минутой молчания память погибших, а президент республики Михаил Саакашвили заявил в статье, опубликованной в The Guardian, что его страна не ищет силовых путей возвращения Абхазии и Южной Осетии, а следует принципам мирных отношений с соседями.
Одновременно он утверждает, что ставит для себя целью «углубление демократических реформ» в Грузии, включая «диалог о реформах нынешней конституции».
Между тем оппозиция придерживается другой точки зрения. Накануне бывший спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе заявила, что 7 августа 2008 года в телефонном разговоре с ней Саакашвили сообщил, что «отдал приказ бомбить Цхинвали». «Я предупредила его о катастрофических последствиях», – сказала она газете «Все новости». По ее словам, Саакашвили надеялся за день взять Цхинвал. «Президента убеждали, что Россия не вмешается в конфликт, а если вмешается, то проиграет, – сообщила она. – Наши власти были уверены, что разгромят российскую армию. Что из этого получилось, хорошо видно сегодня».
Годовщина конфликта – это повод для скорби по жертвам войны и возможность приложить дополнительные усилия для возвращения вынужденных переселенцев
Кроме того, в четверг в Грузии был представлен отчет о войне, который должен был «полностью доказать вину России». Заместитель начальника Генштаба ВС РФ Анатолий Ноговицын уже назвал его «сфальсифицированным», а «рассекреченные материалы» охарактеризовал как «мелкие сфабрикованные подделки», которые «призваны спасти репутацию нынешних тбилисских деятелей на Западе».
«Как и в прошлом году, виден почерк западных пиар-агентств. Почему вечером (провели презентацию), а не утром? Чтобы попасть в утренние новостные выпуски американских телекомпаний и одновременно в вечерние новости Европы», – заметил Ноговицын. По его словам, представленная «красочная книга с компакт-диском» не содержит ничего нового. «Нет ни одного снимка, и не может быть, где были бы зафиксированы наши колонны бронетехники в ночь 7 августа. Их просто не существует в природе», – отрезал генерал-полковник.
На самом Западе тем временем демонстрируют благодушие и призывают к миру. Так, верховный комиссар ЕС по внешней политике Хавьер Солана удовлетворен нынешней ситуацией в Грузии. По его словам, «годовщина (конфликта) – это повод для скорби по жертвам войны и возможность приложить дополнительные усилия для возвращения вынужденных переселенцев».
В НАТО также исключили военное решение конфликта вокруг Южной Осетии и Абхазии и пообещали не играть активной роли в его урегулировании. Это в пятницу дал понять официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай, который подчеркнул, что альянс выступает именно за политическое урегулирование.
«Я уверен, что должно быть политическое решение, и вряд ли кто-нибудь счел бы участие НАТО в политическом урегулировании этого конфликта полезным», – сказал Аппатурай. В то же время альянс поддерживает усилия ЕС, который «в прошлом году сыграл ведущую роль под энергичным лидерством Саркози» и других международных организаций по стабилизации ситуации.
По словам представителя альянса, позиция НАТО по проблеме территориальной целостности Грузии с августа прошлого года «остается неизменной» – все 28 стран НАТО не признают независимость Южной Осетии и Абхазии.
В свою очередь, политолог Михаил Леонтьев в интервью телеканалу Russia.ru выразил мнение, что главными организаторами конфликта в Закавказье стали Соединенные Штаты. Но Россия смогла выйти из ситуации и добилась «одного из самых серьезных политических успехов». При этом эксперт признает, что Грузия – ключевая страна в регионе, поэтому вопрос стоит о том, чье влияние будет преобладать в регионе – американское или российское. «Либо мы, либо они. Вот о чем речь. Это прямо касается геополитики трубопроводов», – заявил Леонтьев.