Пятый раунд женевских переговоров по ситуации на Кавказе, все-таки состоявшийся во вторник, прошел в «жесткой, но откровенной» атмосфере.
Считаем доклад генсека ООН тенденциозным, многие его положения не отвечают нашим позициям и нашим оценкам нынешней ситуации в Закавказье
Участники встречи наконец смогли запоздало получить подкорректированный доклад генсека ООН Пан Ги Муна, в котором, к недовольству Грузии, Абхазия не упоминалась в качестве ее неотъемлемой части.
«Секретариат долго думал над компромиссным вариантом, поэтому в него внесены все те резолюции, в которых признана территориальная целостность Грузии, и те резолюции, в которых есть категорическое требование в отношении России, чтобы она уважала эту территориальную целостность. Не могу сказать, что я доволен таким компромиссом, но не могу сказать и то, что этот компромисс даст некую возможность порадоваться России или марионеточным режимам», – прокомментировал документ глава грузинской дипломатии Григол Вашадзе, обвинивший Москву в открытом давлении на ООН.
Позднее грузинское Министерство иностранных дел распространило заявление, в котором обвинило Россию в открытом шантаже международного сообщества.
«Попытка Российской Федерации сорвать обсуждение самых важных вопросов помешала ходу пятого раунда женевских переговоров. На сегодняшний день явно, что Россия пытается превратить женевские мирные переговоры в инструмент шантажа международного сообщества. На этот раз Россия обращается к угрозам отказа от женевских переговоров и использует его как рычаг давления на текущие в ООН процессы», – говорится в заявлении ведомства.
Сама Россия, впрочем, осталась довольна документом не больше. Заявив, что обвинения Грузии являются очередным «пустословием», МИД России прошелся и по «тенденциозному» докладу генсека ООН, который, по ее мнению, мог писаться и под давлением Грузии.
«Считаем его тенденциозным, многие его положения не отвечают нашим позициям и нашим оценкам нынешней ситуации в Закавказье», – цитирует РИА «Новости» слова директора Департамента информации и печати МИД РФ Игоря Лякина-Фролова.
В своем докладе Пан Ги Мун предлагает в том числе создать новый режим безопасности между Абхазией и Грузией, обеспечить который должна новая миссия ООН «по стабилизации». Кроме того, предложение генсека подразумевает создание между двумя республиками зон безопасности на суше, на море и в воздушном пространстве, зон ограничения вооружений, механизмов взаимного уведомления, мониторинга со стороны ООН.
В Москве, однако, полагают, что в первую очередь западным переговорщикам необходимо добиться от Тбилиси подписания меморандума о неприменении оружия. «Мы подходили к сегодняшней встрече с настроениями предложить конкретные мероприятия в сфере неприменения силы. Атмосфера переговоров была предсказуемо жесткой, но откровенной: на этих переговорах люди маскируют плохие чувства улыбкой и вежливыми обращениями», – заявил глава российской делегации, замглавы МИДа Григорий Карасин.
Дипломат напомнил, что у грузинского руководства по-прежнему не ослабевает желание «любым путем вернуть себе утраченные в результате агрессии августа прошлого года территории», в связи с чем подписание документа о ненападении остается особо актуальным.
Аналогичные требования озвучивают Абхазия и Южная Осетия, однако будут ли они удовлетворены, остается под вопросом. «В ходе женевских дискуссий не могут приниматься юридически обязывающие документы. Это лишь поле для того, чтобы сблизить совместные позиции», – напомнил постпред президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев.
Следующий раунд переговоров, как ожидается, состоится 1 июля.