Министр иностранных дел России Сергей Лавров прибыл в четверг в Пхеньян, чтобы обсудить с руководством КНДР ситуацию на Корейском полуострове и вопросы развития двусторонних отношений. Главный пункт программы визита – переговоры с главой северокорейского МИДа Пак Ы Чуном по поводу возобновления Пхеньяном своей ядерной программы.
У всех есть своя правда, претензии друг к другу, но нужно вернуться к прежним договоренностям
В ходе визита глава российского внешнеполитического ведомства также подписал межправительственный план культурного и научного сотрудничества между двумя странами. Кроме того, он посетил монумент «Освобождение», воздвигнутый в память о советских воинах, и единственный в стране православный храм.
А уже на пресс-конференции после встречи со своим северокорейским коллегой, состоявшейся во дворце съездов Мансудэ, Лавров сообщил, что не ожидает никаких прорывов в ближайшее время для возобновления шестисторонних переговоров по КНДР. «Никаких прорывов пока мы не предвидим. Это сложный вопрос, но не надо поддаваться эмоциям, а нужно сконцентрироваться на той базе, которая у нас есть», – заявил российский министр.
Как отметил глава российского МИДа, «у всех есть своя правда, претензии друг к другу, надо, по нашему убеждению, вернуться на прочную основу тех договоренностей, которые дали старт процессу денуклеаризации Корейского полуострова в сентябре 2005 года». Он также напомнил, что эти обязательства взяли на себя все участники шестисторонних переговоров. «Надо, чтобы все без исключения эти обязательства выполняли», – подчеркнул Лавров.
По его словам, «необходимо искать такие решения в нынешней сложной ситуации, которые бы позволили этот процесс возобновить». «Мы считаем необходимым, чтобы все стороны, вовлеченные в процесс шестисторонних переговоров, сконцентрировались на необходимости искать такие решения нынешней сложной ситуации, которые позволили бы этот процесс возобновить», – передает его слова ИТАР-ТАСС.
Что касается российско-северокорейских отношений, то глава российской дипломатии рассказал, что заседание двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству пройдет в Пхеньяне в конце мая текущего года. «Предстоящее мероприятие призвано активизировать работу по многим направлениям. У нас есть много перспективных проектов, в частности в области строительства железных дорог», – отметил Лавров.
Министр также информировал, что «дан старт реконструкции железнодорожной ветки» на участке Раджин – Хасан, и выразил надежду, что «работа будет вестись по графику, несмотря на кризис». «Я вижу хорошие перспективы для гуманитарного и культурного сотрудничества между Россией и КНДР. Мы поддерживаем планы такого сотрудничества и уделяем им самое пристальное внимание. Ценим заботливое, внимательное отношение руководства КНДР к православию», – подчеркнул он.
Напомним, 14 апреля КНДР проинформировала инспекторов МАГАТЭ, что она незамедлительно прекращает всякое сотрудничество с агентством. Как отметил ранее в этой связи в Вене официальный представитель МАГАТЭ, Пхеньян потребовал удалить все измерительное и наблюдательное оборудование, «вследствие чего инспекторы больше не будут допущены к установке» в центре ядерных исследований в Йонбене, и им было предложено покинуть КНДР «в кратчайший срок».
Одновременно КНДР информировала МАГАТЭ о своем решении «возобновить деятельность ядерных установок и переработку отработанного ядерного топлива» и заявила о выходе из шестисторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова.
Поводом для этого стало заявление председателя Совбеза ООН с осуждением запуска 5 апреля ракеты в КНДР. В заявлении отмечается, что запуск противоречит резолюции Совбеза № 1718. В документе также говорится о возможности усиления санкций в отношении Северной Кореи путем расширения списка товаров, запрещенных к ввозу в страну. Кроме того, Совбез потребовал от Пхеньяна не проводить в будущем запусков баллистических ракет.
КНДР в начале апреля запустила ракету-носитель со спутником. Власти КНДР заранее объявили, что запуск ракеты «Ынха-2» («Млечный путь») осуществит вывод на орбиту экспериментального спутника связи «Кванменсон-2» («Яркая звезда»). Большинство западных стран считают, что Пхеньян таким образом планировал осуществить испытание межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести ядерный заряд.