После случившихся в Кишиневе беспорядков официальный Тирасполь окончательно утвердился в мысли, что вести диалог с молдавскими властями по вопросу приднестровского урегулирования далее невозможно.
Мы сами решаем свою судьбу, разговаривать с нами можно только на равных
«Мировое сообщество в очередной раз увидело, с кем мы имеем дело. О чем можно договариваться с властью, которая конфликтует с собственным народом? Вы всерьез считаете, что она способна защитить приднестровцев от националистов?» – задался риторическим вопросом лидер Приднестровья Игорь Смирнов в интервью «Интерфаксу».
Однако более всего, судя по всему, главу непризнанной республики задело заявление Владимира Воронина о том, что Тирасполь действует по приказу Москвы, озвученное накануне.
«Россия поставила во главе Приднестровья Игоря Смирнова, выполняющего ее приказы. Россия назначает там всех министров, которые являются действующими сотрудниками службы безопасности России», – заявил молдавский президент в интервью испанской El Pais.
Сама же Россия, в интерпретации Воронина, не заинтересована в приднестровском урегулировании из-за противостояния с США.
«Посмотрите, почему не решается проблема Приднестровья. Не потому, что Воронин не дает им прав. Я сам оттуда. Не потому, что мы не хотим быть вместе, а потому, что Россия не дает решиться этому конфликту. За всеми конфликтами стоит Москва, поэтому их трудно решить. Проблемы не разрешатся, пока Россия не придет к соглашению с США», – заявил он, проведя аналогию со вступлением Украины в НАТО, заторможенным из-за позиции России.
Слова Воронина относительно собственной персоны, похоже, не на шутку задели Смирнова.
«Как вообще можно воспринимать политика, который до сих пор уверен, что народу Приднестровья можно что-то навязать извне: кого-то назначить, к чему-то принудить? Пора господину Воронину понять, что мы сами решаем свою судьбу и разговаривать с нами можно только на равных», – подчеркнул приднестровский лидер.
Напомним, что это уже далеко не первый каприз Смирнова, позиция которого большинством политологов трактуется как главное препятствие в деле возвращения Приднестровья в состав Молдавии (на правах широкой автономии).
Так, в середине марта лидерам признанного и непризнанного государств удалось при посредничестве Дмитрия Медведева договориться в Москве о возобновлении переговоров в формате «два плюс пять».
Однако спустя несколько дней отбывший на родину глава Приднестровья заявил, что позиции двух сторон в вопросе урегулирования не сблизились, и отказался пустить в республику посредников от США и ЕС.
При этом приднестровский лидер обвинил Молдавию в попытках создавать искусственный политический кризис в Приднестровье и блокировать ее экспорт.
Кишинев ответил тем, что обвинил Тирасполь в неисполнении взятых на себя обязательств и неконструктивном поведении.