Главы министерств иностранных дел государств – членов НАТО на заседании в Брюсселе достигли принципиального соглашения о возобновлении связей с Россией на высшем уровне. «Решение о возобновлении формальных отношений с Россией должно быть принято в четверг, 5 марта», – передает РИА «Новости» со ссылкой на France Press слова пожелавшего остаться неизвестным посла одной из стран Североатлантического альянса.
С отдельными странами НАТО у России хорошие отношения, но когда они собираются вместе, как пацаны в соседнем дворе, то уже представляют угрозу
По словам другого анонимного источника, принципиальное согласие о возобновлении связей с Москвой уже достигнуто. При этом первый источник отметил, что в четверг также состоятся встречи представителей НАТО с партнерами из Грузии и Украины. А официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай позже подтвердил, что генсек альянса Яап де Хооп Схеффер выступил в поддержку примирения с Москвой.
Напомним, что процесс восстановления отношений России и НАТО, прерванных после августовской войны в Южной Осетии, проходил достаточно долго и непросто.
Первой ласточкой стало заявление Аппатурая, который сообщил 18 ноября о том, что работа Совета Россия – НАТО может быть возобновлена уже в начале декабря. При этом сразу же последовала симметричная реакция Москвы: российский министр обороны Анатолий Сердюков также высказался за возобновление диалога. А уже на следующий день – 19 ноября – парламентская ассамблея НАТО официально призвала членов блока возобновить широкомасштабное сотрудничество с Россией.
Следующим этапом потепления отношений между сторонами стал саммит НАТО, прошедший 2–3 декабря, на котором главы МИДов стран – членов Североатлантического альянса предложили провести неформальное заседание Совета Россия – НАТО (СРН), чтобы возобновить политический диалог. В свою очередь постпред России Дмитрий Рогозин позитивно воспринял эту идею и также предположил, что некий неформальный контакт может состояться уже в декабре.
И действительно, 19 декабря Рогозин отобедал в одном из ресторанов Брюсселя с генсеком НАТО Схеффером и по окончании ланча заявил, что стороны движутся «в направлении нормализации двусторонних отношений». Он также сообщил, что неформальное заседание Совета Россия – НАТО отодвигается еще дальше – на середину января 2009 года.
Со своей стороны генсек альянса Яап де Хооп Схеффер рассказал, что альянс все-таки вынужден пересмотреть свои отношения с Россией из-за «несоразмерности» применения силы против Грузии, однако ни о каком разрыве, безусловно, не может быть и речи.
После этого неформальный диалог был возобновлен 26 января, когда прошла встреча Рогозина с послами 26 стран – членов Североатлантического альянса. Подробности этих переговоров не сообщались, но перед встречей постпред России рассказал журналистам о том, как проходит процесс восстановления отношений.
«С отдельными странами НАТО у России хорошие отношения, но когда они собираются вместе, то есть как пацаны в соседнем дворе, то они уже представляют угрозу. Поэтому мы и хотим, чтобы эти пацаны без нас не собирались. Мы хотим, чтобы с этими парнями у нас был постоянный, пусть и сложный, диалог», – говорил Рогозин.
А уже докладывая президенту России Дмитрию Медведеву о ходе контактов с НАТО, Рогозин констатировал, что Брюссель не хочет извиняться за то, что было сделано и сказано в адрес Москвы, «хотя этого и сложно было от них ожидать».
Однако дипломат также подчеркнул, что, на его взгляд, кризис в отношениях России и НАТО после августовских событий в Южной Осетии даже сыграл позитивную роль. «В целом натовцы ведут себя совсем не так как раньше, можно сказать, что кризис пошел на пользу в наших отношениях», – сообщал президенту постпред.
Наконец, второе неформальное заседание Совета Россия – НАТО состоялось 25 февраля. Причем Рогозин заявил, что полноценное двустороннее сотрудничество может быть запущено в начале марта, т. е. источники в альянсе теперь практически подтвердили его слова. Интересно, что в качестве жеста доброй воли Москва пригласила генсека НАТО Схеффера на саммит ШОС в конце марта, где будет обсуждаться крайне актуальная для него проблема Афганистана.