Спустя год после того как хорошо подготовленный экспромт принес Косову независимость, край не приблизился к статусу полноценного государства, как и Сербия не приблизилась к возвращению своей провинции.
Зависимая независимость
Споры о том, стоило ли нарушение международного права единичного торжества права нации на самоопределение, вряд ли закончатся в ближайшем будущем. Косовский прецедент не только расколол все зарубежные страны на два лагеря, но и повлек за собой новый всплеск сепаратистских настроений от Европы до Азии.
Косовский прецедент не только расколол все зарубежные страны на два лагеря, но и повлек за собой новый всплеск сепаратистских настроений от Европы до Азии
Сам стремившийся к независимости край, по сути, не приблизился к ней ни на шаг. Получение собственной конституции, флага и права считаться суверенным государством среди лишь 54 стран мира, признавших независимость Косова, на деле обернулись для края «контролируемой независимостью», где власть принадлежит двум международным миссиям EULEX и UNMIK, в то время как 5% населения края – косовские сербы – и вовсе не подчиняются никому, кроме Белграда.
Надежды Приштины на то, что независимость сделает экономику края привлекательной для инвестиций, рассыпались так же быстро, как и возникло новое «государство», превратившееся в самую нищую территорию на карте Европы.
Фактически весь косовский бюджет зависит от щедрот США и Евросоюза, в то время как более половины населения края остаются безработными, столько же – живут за чертой бедности.
Между тем мировой экономический кризис может заставить Европу окончательно разочароваться в устроенном на Балканах дорогостоящем «демократическом проекте». Только в ближайшие месяцы содержание Приштины обойдется европейцам в 1,3 млрд евро, и это притом, что вскоре ЕС придется искать средства для спасения банкротящихся национальных экономик ряда своих членов.
Тем более что до сих пор Приштина несла Брюсселю лишь одни проблемы: и без того не единый Евросоюз еще больше раскололся в вопросе признания суверенитета края, превратившего балканский регион, согласно докладу Пентагона, в главную угрозу стабильности Европы в 2009 году.
«Косово – это Сербия»
Весь год при поддержке России Сербия продолжала борьбу за то, чтобы вернуть отколовшийся край в свои официальные границы. Именно заслугой занятой Москвой принципиальной позиции эксперты считают тот факт, что Косово до сих пор не стало членом ни одной международной организации.
«Российское «нет» задержало лавину нарушений норм международного права, которые были характерны для балканского кризиса и в 1990-годы, и в этом веке», – отметила в интервью РИА «Новости» руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Елена Гуськова.
В октябре прошлого года решение по дальнейшему статусу Косова было отдано оказавшейся беспомощной ООН на откуп Международного суда.
«Генеральная ассамблея решает обратиться с просьбой к Международному суду представить консультативное заключение по следующему вопросу: «Является ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косова соответствующим международному праву?», – говорилось принятой в ООН резолюции.
Сербия хотя и не рассчитывает на скорое вынесение судебного решения, которое будет носить исключительно консультационный характер, однако надеется, что разбирательство замедлит темпы признания косовской независимости другими государствами, которые, возможно, и вовсе пересмотрят перспективы признания края.
«Стратегическое решение моей страны оспорить одностороннее провозглашение независимости Косова в Международном суде – это смена парадигмы в пользу миролюбия», – заявил со страниц Washington Times сербский президент Борис Тадич.
В годовщину объявления независимости Косова Сербия вновь готова подтвердить свою позицию по принадлежности Косова: во вторник официальный Белград созывает чрезвычайное заседание Скупщины в косовской Митровице.
В Приштине уже заявляют, что это – очередная сербская провокация, грозящая перерасти в новые беспорядки.
«Решение провести на территории косовского независимого государства чрезвычайное заседание сербского парламента – это явная провокация, однако ничего другого от правительства Сербии мы не ожидали», – заявил пресс-секретарь президента Косова Ксавит Халити.