В среду президент Ирана Махмуд Ахмадинежад сделал очередные резкие заявления по поводу ядерной программы страны, которые, по мнению наблюдателей, могут быть восприняты западными странами как новый повод для ужесточения санкций против Тегерана.
Любой палец, пытающийся нажать на курок, будет отрезан
Как передает Al Jazeera, Ахмадинежад заявил, что исламская республика будет стремиться обогащать собственный уран до 20%. Именно такое топливо нужно для исследовательского реактора в Тегеране.
Еще он вновь отмел опасения ООН насчет того, что Иран тайно хочет создать ядерное оружие, добавив, что очень разочарован переговорами с международными посредниками о возможной схеме дообогащения иранского урана за рубежом – это могло бы снять некоторые опасения Запада. «С благословения господа заявляю, что иранская нация будет производить 20-процентный обогащенный уран и все, в чем нуждается», − заявил он перед тысячей сторонников в городе Исфахан.
«Мы говорили им, дайте нам 20-процентное топливо, − пояснил президент Ирана. – Но они начали добавлять условия. Хорошо, сказали мы, если вы хотите дать нам топливо, мы возьмем его. Если нет, прекрасно, пока».
В столь вызывающем тоне Махмуд Ахмадинежад выступает все чаще. В воскресной речи он сообщил, что в Иране будет создано 10 новых заводов по обогащению урана. Однако у международных наблюдателей есть подозрения, что у республики на самом деле нет ресурсов на постройку этих мощностей.
Пока в стране полностью функционирующим ядерным центром остается один Натанз. Там находится полторы тонны обогащенного до 3,5% урана (в свое время его поставила Франция). Других запасов у страны нет. Для исследовательского тегеранского реактора нужен уран 20-процентного обогащения. Для создания бомбы эта цифра должна увеличиться до 90%.
Напомним, предложение Международного ядерного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ) по обмену иранского урана на топливные стержни появилось как самая надежная схема, гарантирующая отсутствие у Ирана радиоактивных материалов для создания бомбы. Однако Иран сначала взял паузу на размышление, а затем вовсе отказался от предложения.
В МАГАТЭ быстро отреагировали на демарш Тегерана, приняв осуждающую резолюцию. Тегеран раскритиковали за игнорирование распоряжений Совбеза ООН на запрет обогащать уран, а также за строительство второго завода по обогащению урана вблизи города Кум.
При этом данная резолюция стала первой за последние четыре года. Отметим, что вице-президент Ирана Али-Акбар Салехи заявил, что до решения МАГАТЭ у Ирана не было планов по строительству десяти обогатительных заводов. Одновременно парламент потребовал от правительства сократить сотрудничество с агентством.
В среду Ахмадинежад назвал документ МАГАТЭ «неправомерным». «Под давлением нескольких поверхностных держав… МАГАТЭ приняла неправомерную резолюцию против иранской нации», − заявил Ахмадинежад.
При этом он подчеркнул, что Россия «совершила ошибку», проголосовав на прошлой неделе за принятие резолюции, и у нее «нет четкого представления о сегодняшней ситуации в мире». По его словам, России и другим странам не удастся заставить Иран отказаться от своей ядерной программы.
«Любой палец, пытающийся нажать на курок, будет отрезан», − заявил Ахмадинежад, отметив, что предостережения МАГАТЭ относительно возможного прекращения сотрудничества некоторых западных стран с Тегераном выглядят «смешно». «Они (западные страны) нуждаются в нас больше, чем мы в них. Это психологическая война. Изолировать Иран невозможно», − уверен Ахмадинежад.
Также он сообщил, что правительство Ирана уже одобрило строительство новых заводов, и эти планы «не блеф». «Мы исполним то, что задумали», − подчеркнул президент.