В скором времени у России появится новая военная доктрина. По словам секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, работа над третьей в современной истории страны подобной концепцией практически завершена.
Россия по-прежнему выступает категорически против решения любых конфликтов военным путем
В новой доктрине не только сохранились не утратившие своей актуальности положения действующего документа, но и появилось множество новшеств. В первую очередь, сообщил Патрушев, изменилась структура самого документа, состоящего из трех главных частей.
В первой части доктрины сформулированы внешние и внутренние военные опасности и угрозы, стоящие перед Россией. «При этом акцентировано внимание на использовании в ходе военных действий новых средств вооруженной борьбы: высокоточного оружия, оружия на новых физических принципах, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, биокибернетических и других систем», – заявил он в интервью «Российской газете».
Так, отметил Патрушев, в последние годы в мире четко прослеживается тенденция преобладания локальных конфликтов, которые при определенных обстоятельствах могут перерасти в региональные и даже крупномасштабные войны.
К новым угрозам, стоящим перед Россией, отнесены расширение НАТО, распространение оружия массового поражения, международный терроризм и борьба за топливно-энергетические ресурсы. «Обостряются территориальные претензии к России со стороны отдельных государств, например Японии. Существуют и внутренние военные опасности, о чем свидетельствует обстановка на Северном Кавказе», – напомнил секретарь Совбеза.
Вместе с этим угрозу обстановке могут нести и такие международные проблемы, как ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.
Во второй главе «Военная политика Российской Федерации» определено, что одной из важнейших своих задач Россия считает предотвращение и сдерживание развязывания любых военных конфликтов. При этом Россия будет считать правомерным применение войск для отражения агрессии против нее или ее союзников, поддержания или восстановления мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности. В том числе с использованием ядерного оружия.
«Предусматривается возможность применения ядерного оружия в зависимости от условий обстановки и намерений вероятного противника. В критических для национальной безопасности ситуациях не исключается нанесение по агрессору ядерного удара, в том числе и упреждающего», – пояснил Патрушев, подчеркнув, что эта норма полностью соответствует требованиям международного права.
Вместе с этим, пояснил глава Совбеза, Россия по-прежнему выступает категорически против решения любых конфликтов военным путем, тем более с применением ядерного оружия.
«Россия всегда была последовательным и надежным партнером в сфере разоружения и ядерного нераспространения. Однако для этого надо, чтобы не только Россия и США отказались от ядерного оружия, но их примеру последовали и другие страны. Отдельный вопрос возникает к странам, которые официально не признают наличия у них ядерного оружия, но и не отрицают этого, а также к государствам, которые стремятся нелегально получить «критические» технологии», – подчеркнул он.
Третья часть доктрины будет посвящена совершенствованию оборонно-промышленного комплекса страны, чтобы в конечном итоге Россия смогла получить современную хорошо оснащенную армию с высокой боевой мощью. Помимо этого, отметил Патрушев, оборонная промышленность должна вновь играть важную социальную роль в стране.