Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев в интервью «Известиям» раскрыл любопытные подробности новой Военной доктрины страны, которая по замыслу, структуре и содержанию взаимоувязана с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года.
В критических для национальной безопасности ситуациях не исключается нанесение в том числе упреждающего ядерного удара по агрессору
Действующая Военная доктрина – документ переходного периода конца XX века. Но анализ военно-стратегической обстановки в мире и перспектив ее развития до 2020 года показал смещение акцентов от крупномасштабных военных конфликтов к локальным.
Патрушев напомнил о непрекращающемся приеме новых членов в НАТО, активизации военной деятельности блока, интенсивных учениях стратегических сил США с отработкой вопросов управления применением стратегического ядерного оружия. Одновременно сохраняются «дестабилизирующие факторы», среди которых тенденция распространения ядерных, химических, биологических технологий, производства оружия массового уничтожения, «возрастающий уровень международного терроризма, обостряющаяся борьба за топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы». «Не ликвидированы до конца и внутренние военные опасности, о чем свидетельствует обстановка на Северном Кавказе», – сообщил Николай Патрушев.
Поэтому новая Военная доктрина предполагает «гибкое и своевременное реагирование на текущие и перспективные изменения военно-политической и военно-стратегической обстановки на среднесрочный период». «Военные конфликты предлагается подразделять на крупномасштабную, региональную и локальную войны, а также вооруженные конфликты (как межгосударственные, так и внутренние)», – пояснил секретарь СБ России.
Также Россия намерена предотвращать и сдерживать развязывание любых военных конфликтов, поэтому Москва «считает правомерным применение ВС и других войск для отражения агрессии против нее или ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности».
«Что касается положений о возможности применения ядерного оружия, то этот раздел Военной доктрины сформулирован в духе сохранения за Российской Федерацией статуса ядерной державы, способной осуществить ядерное сдерживание потенциальных противников от развязывания агрессии против России и ее союзников. Это является в обозримой перспективе важнейшим приоритетом нашей страны», – заявил господин Патрушев.
Также, по его словам, скорректированы условия использования ядерного оружия при отражении агрессии с применением обычных средств поражения не только в крупномасштабной, но и в региональной и локальной войне. Еще предусматривается «вариантность возможности применения ядерного оружия в зависимости от условий обстановки и намерений вероятного противника».
«В критических для национальной безопасности ситуациях не исключается нанесение в том числе упреждающего (превентивного) ядерного удара по агрессору», – заявил секретарь Совбеза.
Помимо чисто военного содержания в проекте документа затронуты проблемы военно-экономического обеспечения, приоритетным направлением которого определено совершенствование оборонно-промышленного комплекса. «Полнообъемное функционирование предприятий и организаций ОПК не только позволит решать оборонные задачи, но и несет серьезную социальную функцию, позволяя повышать уровень жизни населения, прежде всего, в российских регионах», – отметил господин Патрушев.
О разработке новой военной доктрины в России стало известно в декабре 2008 года. Тогда начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров заявил, что в новой доктрине будут уточнены некоторые положения старой.
Согласно действующей Военной доктрине, принятой в 2000 году, ядерное оружие (ЯО) рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности России и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира. Применение такого оружия возможно в случаях ответа на использование против страны или ее союзников оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности ситуациях.
Новый вариант доктрины будет представлен президенту России Дмитрию Медведеву до конца этого года.
Стоит отметить, что интервью Патрушева прокомментировала госсекретарь США Хиллари Клинтон, которая сейчас находится с официальным визитом в России. В эфире на радио «Эхо Москвы» она заявила, что американская военная доктрина не предусматривает превентивных ядерных ударов по агрессорам, признавшись, что более по этому вопросу ничего сказать не может, потому что не знает в точности слов господина Патрушева.