Достигнутое между Россией и Евросоюзом соглашение об урегулировании конфликта на Кавказе неожиданно перестало устраивать Североатлантический альянс. Или как минимум его генсекретаря.
Своим ответом на грузинскую агрессию Россия установила стандарт реагирования
В интервью The Financial Times, опубликованном накануне визита в Грузию делегации НАТО, Яап де Хооп Схеффер заявил о неприемлемости данного документа, по сути обвинив Евросоюз в проявленной слабости.
При этом главной претензией к соглашению стало то, что оно якобы предусматривает «слишком большие уступки России». В частности, речь идет о сохранении присутствия российских войск в Абхазии и Южной Осетии, о чем Москву попросили Цхинвал и Сухум.
Как полагает Схеффер, это положение является прямым нарушением предыдущего соглашения Медведева – Саркози, предусматривающего возвращение к статус-кво, имевшему место до начала конфликта.
«Если русские остаются в Южной Осетии с таким количеством сил, я не считаю это возвращением к статус-кво. Сохранение российских сил в Южной Осетии и Абхазии неприемлемо», – отрезал он.
Между тем у самой России претензий к альянсу не меньше. Конкретно – к настойчивости того же Схеффера, желающего предоставить Тбилиси План действий по членству в альянсе во что бы то ни стало.
Москва уже неоднократно предупреждала Брюссель, что тому придется выбирать между сотрудничеством с Россией и членством Грузии. И тон предостережений становится все жестче.
«Никаких отношений России с НАТО, вставшим на сторону агрессора, быть не может – это я могу заявить со всей ответственностью. Если в альянсе возобладают совсем уж иррациональные настроения и непредсказуемому Саакашвили в ближайшем будущем все же предоставят План действий по членству в НАТО, то европейские участники блока рискуют втянуться в чужую войну, причем против России», – заявил в интервью газете «Комсомольская правда» постпред РФ в НАТО Дмитрий Рогозин.
Напомним, что многие совместные с Брюсселем программы уже были свернуты Москвой в одностороннем порядке. Многие, но не все. К примеру, продолжается сотрудничество по Афганистану. А в понедельник начальник оперативного управления штаба ЧФ РФ контр-адмирал Андрей Баранов заявил, что Черноморский флот и НАТО продолжат сотрудничество на уровне командований как в акватории Черного моря, так и в Средиземноморье.
«На перспективу я не вижу причин для сворачивания отношений между нами и НАТО из-за событий последнего месяца. Мы находим понимание с этой страной НАТО в том, что касается безопасности мореходства и антитеррора в районе Черного моря. Корабли других государств, нечерноморских, нам в этом регионе не нужны», – цитирует контр-адмирала РИА «Новости.
Однако трактовки событий от 8 августа у сторон по-прежнему разнятся, что дает весьма обширное поле для дипломатических конфронтаций. К примеру, взгляды на «пропорциональность» или «непропорциональность» ответа Москвы на грузинскую агрессию у России и НАТО, как известно, прямо противоположны. Так, глава МИД России Сергей Лавров уверен, что действия российской армии стали образцом для подражания и полностью вписывались в установленные ООН нормы.
«Своим ответом на грузинскую агрессию Россия установила стандарт реагирования, который находится в полном соответствии с действующим международным правом, включая право на самооборону по статье 51 Устава ООН. Действия России по принуждению Грузии к миру стали образцом умеренности, поскольку не преследовали иных целей, чем те, которые диктовала необходимость обеспечения действенных гарантий невозобновления грузинской агрессии против Южной Осетии и Абхазии», – заявил он в интервью, опубликованном «НГ-Дипкурьер».
Министр также отметил, что военная помощь США не только не стала рычагом воздействия на Грузию, пустившуюся в «губительную авантюру», но, наоборот, спровоцировала Тбилиси на агрессию. Более того, в кавказском конфликте нашли отражение все негативные тенденции международной политики последнего времени: одностороннее реагирование вместо многосторонней дипломатии, ставка на силу вместо приверженности мирному урегулированию, наконец, развернувшийся спор между главенством территориальной целостности над правом нации на самоопределение.
И если Вашингтон и его союзники не извлекут уроки из всего случившегося, глава МИДа уверен, что конфликт, подобный августовскому, может повториться.
«Призрак «большой игры» вновь бродит по Кавказу. Если США и их союзники выберут не свои национальные интересы, не интересы грузинского народа, а режим Саакашвили, который так ничему и не научился, это будет ошибкой подлинно исторического масштаба», – резюмировал Лавров.