Президент Пакистана и «один из самых жестоких диктаторов мира» Первез Мушарраф собирается значительно ограничить свои полномочия. Представители окружения главы пакистанского государства сообщили журналистам, что в число этих ограничений, в частности, входит запрет на право отправлять в отставку правительство страны и членов Национального совета безопасности.
Готовность Мушаррафа ограничить свои полномочия объясняется желанием сохранить хоть какую-то власть
«Мушарраф хочет сохранить за собой высший пост, но при этом он намерен передать все властные полномочия избранному Кабинету министров и отказаться от права распускать Совет безопасности», – цитирует источники в окружении Мушаррафа агентство ИТАР-ТАСС.
По их словам, в результате таких шагов функции президента Пакистана будут ограничены, как при парламентской системе управления государством.
Готовность Мушаррафа к таким «самоограничениям», уточняют источники, объясняется его «стремлением добиться примирения различных политических сил Пакистана и обеспечить укрепление демократии».
«В этих целях президент заверил в готовности к конструктивному сотрудничеству коалиционное правительство во главе с Пакистанской народной партией, которое пользуется поддержкой большинства населения страны», – заявили источники. При этом отставной генерал Мушарраф, пришедший к власти посредством военного переворота, отныне выступает против вмешательства военных в дела гражданских властей Пакистана.
Еще одним фактором видимого «улучшения политического климата в стране» может стать восстановление в должности ранее уволенных судей Верховного суда Пакистана.
По словам одного из лидеров оппозиционной Мушаррафу коалиции, сопредседателя Пакистанской народной партии Асифа Али Зардари, судьи могут вернуться на свои места уже 12 мая. С аналогичным заявлением выступил ранее лидер Пакистанской мусульманской лиги, экс-премьер республики Наваз Шариф.
«Правительственной коалиции Пакистана удалось после долгих дебатов достичь компромисса по всем спорным пунктам повестки дня, – сказал Асиф Али Зардари. – В том числе и по вопросу восстановления в должности смещенных со своих постов служителей правосудия».
Напомним, что судьи Верховного суда Пакистана, включая главного судью Ифтихара Мохаммеда Чоудри, были отправлены Мушаррафом в отставку после объявления в стране чрезвычайного положения. Некоторые из судей были помещены под домашний арест, но позже отпущены.
Мушарраф не первый раз идет на компромисс ради сохранения власти. Конституция республики запрещала ему баллотироваться на пост президента, будучи военным. Однако Мушарраф ввел чрезвычайное положение, приостановил действие Конституции, разогнал Верховный суд, отключил вещание частных телеканалов и победил в президентских выборах. Компромисс же был в том, что в конце концов он все-таки сменил военную форму на гражданский костюм, чтобы остаться президентом. На такой шаг его вынудило мировое сообщество, пригрозившее Пакистану международной изоляцией.
Между тем готовность президента Мушаррафа ограничить свои полномочия и уступить по многим спорным вопросам может объясняться не стремлением к укреплению демократии, а желанием сохранить в своих руках хоть какую-то власть.
Дело в том, что в феврале в Пакистане прошли парламентские выборы, победу на которых одержали оппозиционные Мушаррафу силы: Пакистанская мусульманская лига, возглавляемая экс-премьером Навазом Шарифом, и Пакистанская народная партия, лидером которой после убийства Беназир Бхутто стал ее муж – Асиф Али Зардари.
Сразу после того, как стало известно о поражении на выборах пропрезидентских сил, оппозиционеры подтвердили свое намерение объявить Мушаррафу импичмент.
Однако Мушарраф решил до последнего бороться за сохранение своей должности. В частности, он заявил, что готов начать сотрудничество с парламентским большинством и новым правительством.
В итоге вопрос об импичменте был снят. Стороны пошли на сделку: в обмен на сохранение за собой президентского кресла Мушарраф снял все обвинения в коррупции с лидера Пакистанской народной партии Асифа Али Зардари.
При этом новый премьер Пакистана, ставленник Зардари Сайед Юсаф Раза Гилани, избранный Национальной ассамблеей в конце марта, заявил, что будет придерживаться жесткой позиции по ограничению президентской власти.