Президент России Дмитрий Медведев выполнит свое предвыборное обещание: указ о мерах по борьбе с коррупцией будет подписан уже в среду.
Надо что-то делать, хватит ждать! Коррупция превратилась в системную проблему
Об этом глава государства заявил, открывая совещание по проблемам противодействия коррупции. «Сегодня по итогам нашего совещания я подпишу соответствующий указ, содержащий все необходимые поручения», – цитирует слова Медведева РИА «Новости».
По словам президента, проблема коррупции в России является «одной из наиболее острых». При этом он подчеркнул, что коррупция – угроза для любого государства, так как она разлагает деловую среду, снижает дееспособность страны, отражается на ее имидже, подрывает доверие граждан к власти, «к тем проблемам, которыми власть должна заниматься».
«Надо что-то делать, хватит ждать! Коррупция превратилась в системную проблему. Этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ», – отрезал Медведев, напомнив, что Россия уже ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также стала участницей объединения государств против коррупции. То есть взяла на себя целый набор международных обязательств.
Вместе с тем уровень коррупции в России остается крайне высоким. В 2007 году, по официальной статистике, расследовано более 10,5 тыс. дел в этой сфере. Медведев отметил, что эти показатели в действительности являются лишь «вершиной айсберга», и пояснил, что в России много «скрытых», так называемой латентных преступлений в этой сфере. «Их трудно расследовать», – признал президент.
Таким образом, России нужен национальный план противодействия коррупции. «Нужен комплекс мер, а не точечные решения, по сути, нужен национальный план противодействия коррупции», – пояснил глава государства.
Ввиду этого Дмитрий Медведев поставил задачу создать в российском обществе антикоррупционный стандарт поведения, а также выработать пакет антирейдерских мер, включающих систему оценки деятельности в этой сфере правоохранительных органов и региональных властей.
«Речь идет об атмосфере в обществе: мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не выйдет», – подчеркнул он.
По итогам данного совещания глава президентской администрации Сергей Нарышкин уточнил журналистам, что сейчас в России создается Совет по борьбе с коррупцией, который возглавит президент. «Решительность, с которой президент готов бороться с коррупцией, вселяет оптимизм», – резюмировал Нарышкин.
Генпрокурор РФ Юрий Чайка, в свою очередь, не исключил ужесточения уголовного законодательства в тех областях, которые касаются коррупции. «Я думаю, будут предусмотрены эти меры», – заявил он, уточнив, что указ президента РФ о нацплане по борьбе с коррупцией выйдет в течение месяца.
Помимо Нарышкина и Чайки, в совещании с Медведевым также приняли участие помощники главы государства Аркадий Дворкович и Олег Марков, вице-премьер Сергей Собянин, помощники президента Константин Чуйченко и Лариса Брычева, председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов, министр юстиции Александр Коновалов, глава МЭР Эльвира Набиуллина, глава МВД Рашид Нургалиев, директор ФСБ Александр Бортников, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, а также ряд других официальных лиц, представители Общественной палаты и частных адвокатских бюро.
Напомним, что подписать ряд конкретных законов по борьбе с коррупцией Дмитрий Медведев пообещал в апреле – на встрече с коллективом еженедельника «Аргументы и факты». Тогда Медведев, еще находясь в статусе избранного президента, отметил, что у него нет иллюзий, будто побороть коррупцию можно только при помощи пары указов, законов или даже национального плана, но «что-то делать надо, потому что ситуация безобразная».
Тогда же он подчеркнул, что данные законы должны упорядочить систему работы, сделать ее современной, соответствующей стандартам мировых организаций, в деятельности которых Россия принимает участие.
Тему борьбы с коррупцией Медведев неоднократно поднимал и тогда, когда был лишь кандидатом на пост главы государства. Заявлял, в частности, что помимо усовершенствования антикоррупционного законодательства необходима и система поощрения тех, кто чист пред законом. Теперь это замечание трансформировалось в тезис о создании «антикоррупционной модели поведения».