В среду итальянская газета La Stampa опубликовала интервью с агентом ФРБ и ЦРУ Джорджем Пиро, который в 2003 году допрашивал пойманного американцами президента Ирака Саддама Хусейна. Пиро не впервые приоткрывает завесу с событий тех дней. Еще в начале этого года он поставил Вашингтон в щекотливую ситуацию, разоткровенничавшись в интервью американскому телеканалу CBS.
Чтобы разговорить бывшего диктатора, следователь показывал Хусейну видеозаписи, на которых люди опрокидывали статуи диктатора, а затем топтали их
Пиро в одиночку разрушил множество мифов, витавших вокруг фигуры казненного диктатора. Агент заявил, что у Хусейна никогда не было двойников. Таким образом, он опроверг бесчисленные доводы, в том числе аналитиков американской разведки, о том, что, опасаясь убийства, лидер Ирака вместо себя на публичных мероприятиях выставлял подсадную утку.
Слухи о двойниках Хусейна муссировались мировой прессой всякий раз, когда после массированных бомбардировок американцами какой-нибудь из резиденций Хусейна тот появлялся без единой царапины в эфире местных телеканалов.
Большой отклик получили кадры, показанные мировыми телеканалами в апреле 2003 года. Президент Ирака вышел на улицу разбомбленного Багдада в окружении небольшой свиты. Он был в военной форме и со здоровым цветом лица. Американцы хотели отдать запись специалистам, чтобы подтвердить или опровергнуть ее подлинность.
Джорджу Пиро поручили допрашивать диктатора, которого арестовали в декабре 2003 года в городе Эд-Дуар недалеко от Тикрита. В операции по поимке участвовали несколько сотен морских пехотинцев.
За несколько месяцев допросов Пиро вызвал доверие Хусейна, став для него самым близким человеком на свете. Между ними завязалась настоящая дружба. Если сначала он обращался к пленнику «мистер Саддам», а Хусейн называл его «мистер Джордж», то вскоре они перешли на «ты».
По словам агента ФБР, когда между ними появилось абсолютное доверие, он спросил у Хусейна про двойников. Тот ответил отрицательно, потому что «не было никого, кто мог быть сыграть его».
О том, что у Саддама нет двойников, осенью 2003 года заявил экс-министр информации Ирака Мухаммед Саид ас-Саххаф. Он рассказал, что на телеэкранах всегда появлялся только Саддам. Ас-Саххаф говорил, что американская разведка намеренно распространяла слухи о замене Саддама Хусейна двойником с целью очернить образ вождя.
Чтобы разговорить Хусейна, Пиро приходилось идти на различные ухищрения. Первым делом экс-диктатору внушили, что допрашивающий его агент подчиняется только президенту США Джорджу Бушу. Для этого Пиро и тюремщики разыгрывали сцены. Например, когда появлялся Пиро и Хусейн мог это видеть и слышать, агент ФБР кричал на охрану, а та в панике разбегалась.
Пиро контролировал всю жизнь Хусейна в тюрьме. Он отвечал даже за влажные детские салфетки, которыми Саддам для гигиены протирал лицо и фрукты.
Пиро поведал, что на допросах Саддама не пользовался жестокими методами (в конце прошлого года Америку потряс целый скандал, когда выяснилось, что ЦРУ при допросе подозреваемых в терроризме использует пытки), так как Саддам все равно не поддался бы, поэтому Пиро использовал иные методы. Чтобы разозлить бывшего диктатора и развязать ему язык, он показывал Хусейну видеозаписи, на которых люди опрокидывали статуи диктатора, а затем топтали их. Заключенному это приносило огромные страдания, он старался не смотреть на экран и сильно злился. В такие моменты, по словам Пиро, лицо Саддама становилось красным, голос менялся, а глаза светились ненавистью.
Входить в доверие к Хусейну Пиро было нелегко. Требовалась постоянная работа ума и богатая фантазия. Однажды Хусейна в наручниках и с завязанными глазами перевозили в госпиталь на вертолете. Пиро разрешил диктатору посмотреть на родной город. «Горели огни, ездили машины. Все выглядело, как в любом большом городе», – вспоминает Пиро. После того случая Хусейн еще больше стал доверять агенту.
А потом Саддам признался, что действительно применил против курдов химическое оружие. А сильная ненависть к Вашингтону перебивала страх расплаты за содеянное. По этой же причине он даже не отрицал, что у Ирака на самом деле не было ядерного оружия.
Саддама Хусейна казнили 30 декабря 2006 года. Впоследствии о подтасовке «ядерного досье» Ирака, которое в Совбезе ООН представил Колин Пауэлл, узнал весь мир, но тогда оно было главным фактором для начала военной операции против режима Хусейна.