В четверг в Польше начались переговоры по вопросу размещения в Польше 10 американских ракет-перехватчиков. Американскую делегацию возглавляет помощник госсекретаря по вопросам международной безопасности и нераспространения Джон Руд.
США не сомневаются, что рано или поздно американские ракеты появятся в Польше
О переговорах рассказал пресс-секретарь польского МИДа Роберт Шанявский. Он заявил, что этот этап переговоров «будет особенно важным, так как он будет касаться условий, на которых может быть подписано соглашение, оговаривающее детали взаимных обязательств».
Также он назвал сроки, в которые Варшава намерена завершить все переговоры и окончательно согласовать детали. По его словам, это случится до конца года.
Польша торопится решить этот вопрос, чтобы, как там утверждают, не сомневаться в своей безопасности, которую могут пошатнуть так называемые страны-изгои. Также ей выгодно заключить долгосрочные соглашения, потому что она рассчитывает не только на политическое, но и техническое сотрудничество.
Позиции Польши в вопросе размещения на своей территории третьего позиционного района американской противоракетной обороны неизменны с того дня, как об этом заявил Вашингтон.
Шанявский пояснил, что в случае успешного завершения переговоров никаких проблем с польским законодательством не будет. Американская база ПРО попадет под действие польских законов. Однако полное финансирование военного объекта, а также его функционирование должны лечь на плечи Соединенных Штатов.
Между тем в пятницу депутаты сейма собираются проголосовать за самороспуск парламента. Результаты выборов пока предсказать сложно, однако не исключено, что нынешний премьер-министр Польши Ярослав Качиньский (как и его брат, он остается одним из главных лоббистов идеи заполучить американские ракеты-перехватчики) лишится своего портфеля. Если это произойдет, то к власти может придти оппозиция, которая, не исключают наблюдатели, может стать противником размещения ПРО.
Тем не менее США не сомневаются, что рано или поздно американские ракеты появятся в Польше. Вашингтон не видит угрозы срыва своих планов в случае проведения в Польше досрочных выборов.
Джон Руд заявил, что в администрации президента США Джорджа Буша не ожидают «драматически отличного подхода». Более того, подход «Гражданской платформы» (лидер польской оппозиции. – Ред.) «очень схож с тем, который занимает правящая партия», цитирует ИТАР-ТАСС американского чиновника.
Однако основные оппозиционные силы выступают против военной экспансии США. Два других игрока на оппозиционном поле – «Лига польских семей» и «Самооборона» – категорически против американских ракет. Они требуют поставить этот вопрос на всенародный референдум.
Одним из первых идею референдума подал лидер «Самообороны» и экс-вице-премьер Анджей Леппер. Правда, после этих заявлений против него началось антикоррупционное расследование, которое, впрочем, ни к чему не привело, потому что его заранее предупредил об этом позже уволенный со своего поста Ярославом Качиньским министр внутренних дел Януш Качмарек.
Большая часть населения не одобряет идею размещения в Польше американской ПРО, поэтому местные аналитики не исключают, что все оппозиционные партии займут единую позицию, чтобы получить как можно больше голосов на досрочных парламентских выборах. И главным доказательством тому станет референдум.
Ранее на этой неделе Джон Руд переговорил с чешской стороной по поводу размещения там радиолокационной станции. По его словам, «был достигнут существенный прогресс», но он признался, что «остается еще много работы».
Замминистра иностранных дел Чехии Томас Пожар назвал эти переговоры очень интенсивными и «жесткими». «Есть несколько вопросов, важных для нас и США, по которым мы так и не договорились», – отметил господин Пожар.
Несмотря на то что около 65% чехов не одобряют строительство американской РЛС, накануне премьер-министр Чехии Мирек Тополанек сообщил, что чешское правительство собирается развивать инфраструктуру района, где появится американский радар. Также местные власти станут получать больше денег в областной бюджет. Цена вопроса – 7–10 млн евро.