Во вторник помощник госсекретаря США Кристофер Хилл опроверг информацию о том, что Вашингтон якобы исключил КНДР из списка стран, спонсирующих террористов. «Они не исключены из списка стран – пособниц терроризму. Исключение КНДР из этого списка будет зависеть от того, как будет в дальнейшем идти процесс денуклеаризации», – заявил господин Хилл на саммите АТЭС в Австралии.
Мы пришли к согласию по многим аспектам... Мы проявили готовность обнародовать информацию и демонтировать все ядерные объекты
Помощник Кондолизы Райс не рассказал о дальнейших шагах Ким Чен Ира на пути к выходу его страны из этого списка. «Я не хочу углубляться в детали. Мы провели закрытую беседу на дипломатическом уровне и достигли понимания того, в каком ключе двигаться дальше», – цитирует чиновника РИА «Новости».
Ранее заявления правительства КНДР о снятии Вашингтоном санкций против Северной Кореи опроверг анонимный представитель Госдепа. Он заявил, что это возможно при определенных условиях, на которые Пхеньян должен согласиться. «Это (отмена санкций. – Ред.) не является неминуемым. Северным корейцам сначала нужно сделать несколько вещей в ключевых сферах», – сказал аноним.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в понедельник МИД Северной Кореи распространил сообщение о том, что США решили исключить КНДР из своего списка стран – спонсоров терроризма. В этом же списке числятся Куба, Иран, Судан и Сирия.
Правда, официального подтверждения от США не было. Известно, что на завершившихся двусторонних переговорах в Женеве по ядерной проблеме КНДР эта возможность обсуждалась. «США согласились принять компенсирующие политические и экономические меры, такие как исключение нашей страны из списка государств, поддерживающих терроризм», – говорил представитель внешнеполитического ведомства КНДР.
Переговоры в Женеве Кристофер Хилл назвал очень хорошими и содержательными. В итоге Пхеньян согласился рассказать все о своем ядерном потенциале. Свернуть ядерную программу Страна чучхе готова к концу 2007 года, но сроки полного демонтажа спецоборудования не названы. «Мы пришли к согласию по многим аспектам... Мы проявили готовность обнародовать информацию и демонтировать все ядерные объекты», – заявил представитель Пхеньяна.
Исключение Северной Кореи из списка означало бы снятие с этой страны экономических санкций. Для «династии Ким» и для КНДР в целом, экономика которой находится в перманентном коллапсе, это вопрос выживания.
В последнее время мировое сообщество действительно смягчилось по отношению к северокорейскому режиму. Так, в обмен на доступ международных наблюдателей и остановку ядерного реактора в Йонбене, на котором производился плутоний, «пятерка» (Россия, США, Япония, Китай, Южная Корея) помогла республике 50 тыс. тоннами дизельного топлива. Если КНДР выполнит все договоренности, то получит еще 950 тыс. тонн мазута.
Еще ранее ООН сообщила о старте кампании по сбору средств пострадавшим от наводнений в КНДР. Собрать планируется от 15 до 20 млн долларов. Помощь КНДР готовы предоставить и соседи – «злейший враг» Южная Корея и Япония. Но в случае со Страной восходящего солнца все несколько сложнее – одной денуклеаризации Корейского полуострова Токио недостаточно.
В 1970–1980-х годах северокорейские спецслужбы похищали японских граждан. 13 эпизодов Пхеньян признал официально (пятерых из похищенных репатриировали, а остальные 8, по заверениям КНДР, уже умерли). Япония настаивает, что похищений было больше, причем в разы, и все пленники «режима Кимов» должны возвратиться на родину. До урегулирования этого вопроса никакой конкретики по гуманитарной помощи от Японии можно не ждать. Обсудить эту проблему стороны планируют 5–6 сентября в Улан-Баторе.
Нужно отметить, что временное замораживание атомных реакторов с последующим после получения гуманитарной помощи размораживанием Северная Корея применяла не раз. Два года назад в процессе шестисторонних переговоров Пхеньян согласился свернуть ядерную программу в обмен на экономические и политические преференции, но в октябре 2006 года испытал ядерное оружие. Сейчас, похоже, стороны пришли к согласию. Дело остается за малым – определить, кто проконтролирует ликвидацию ядерной программы. Единого мнения у «шестерки» нет.