Московская региональная конференция «Другой России», состоявшаяся в понедельник, уже традиционно проходила под пристальным вниманием и криками пикетчиков. Около десятка активистов из «Молодой гвардии» собрались около Дома журналистов, где было намечено мероприятие, чтобы снова сказать «нет» «Другой России».
Сама концепция выдвижения единого кандидата от оппозиции теперь стала вещью утопичной
Рядом с ними расположились поклонники Каспарова – несколько десятков бомжей, вооруженных картонками-транспарантами и лозунгами «Верните нам другую Россию» и «Каспаров лучше всех». Так что предусмотрительно захваченные молодогвардейцами маски, которые должны были символизировать защиту от «оранжевой чумы», сослужили не только символическую, но и практическую пользу, защитив участников пикета от неприятного запаха соседей.
Раскол, сначала территориальный, произошел в «Другой России», как только началась конференция. Как оказалось, всех участников рассадили по разным залам, что, возможно, и помешало им впоследствии прийти к единому мнению и спокойно выбрать единого кандидата в президенты.
В качестве разминки президиум во главе с правозащитником Львом Пономаревым попытался выбрать московских кандидатов в депутаты Госдумы. То, что ни «Другая Россия», ни Объединенный гражданский фронт не являются зарегистрированной партией, а значит, не могут участвовать в парламентских выборах, участников конференции, похоже, ничуть не смутило.
Поэтому они торжественно отобрали из своих рядов 17 человек, в том числе Марину Литвинович, Эдуарда Лимонова, Сергея Аксенова и Сергея Удальцова, поручив им завоевать от имени Москвы места в Госдуме.
Особенно радовались возможности записать своих товарищей в предвыборные списки лимоновцы. Как не без гордости заявил представитель сторонников Лимонова, их кандидаты все как на подбор или сидят в тюрьмах, или находятся в розыске. На смущенный вопрос из зала, а можно ли заключенным баллотироваться в депутаты, Пономарев честно признался, что нет. Впрочем, добавил он, так как такой запрет записан в российском законодательстве, соблюдать его вовсе не обязательно.
«Мы считаем эту нормой неправомерной и не будем ее признавать», – успокоил он коллег. Выбор единого кандидата в президенты прошел в тех же канонах «другой демократии». Для начала «Другая Россия» провела инвентаризацию фамилий претендентов на эту почетную должность. Счастливчиков оказалось целых 11 человек – Каспаров, Рыжков, Буковский, Илларионов, Геращенко, Касьянов, Шейнин, Явлинский, Зюганов, Гуляев и Попов.
Правда, представитель диссидента Владимира Буковского тут же заявил о самоотводе своего шефа. Пример оказался заразительным, и участники конференции решили заодно самоотвести Зюганова и Явлинского – за недостойные высказывания о «Другой России». При этом, утомившись подсчитывать число проголосовавших «за» или «против», результаты голосования решили прикидывать на глаз, по количеству поднятых карточек.
Процесс самоотвода за спиной ничего не подозревающих «кандидатов» так вдохновил некоторых участников, что для полноты картины они предложили убрать из списка претендентов и Михаила Касьянова, сославшись на его нежелание быть кандидатом от «Другой России», неблагонадежность и «продажность».
Однако организаторы, видимо, решив, что выбирать одного единого кандидата из оставшегося одного единственного Каспарова будет не демократично, опять же на глаз прикинули, что зал против исключения Касьянова.
Один из двух присутствовавших на конференции претендентов на роль кандидата – Гарри Каспаров – не замедлил тут же произнести предвыборную речь то ли в свою пользу, то ли против нее. «Сама концепция выдвижения единого кандидата от оппозиции теперь стала вещью утопичной, и в любую секунду ее могут разрушить.
Но мы должны дать альтернативу, нужно, чтобы все наши процедуры проходили по жестким демократическим стандартам, а результат был непредсказуем», – заявил гроссмейстер.
Второй кандидат – Владимир Попов из движения «Русская республика» – в качестве предвыборной программы заявил о выделении Русской республики из всей России, которая должна стать донором этого новообразования. Чем под недовольные реплики зала «не о такой другой России мы мечтаем» окончательно поставил крест на своей кандидатско-президентской карьере.
Оценив всех кандидатов по достоинству, самые здравомыслящие делегаты предложили закончить это гиблое дело и отложить выбор «единого» до завершения парламентских выборов. Впрочем, большинству, видимо, не терпелось поскорей слепить претендента в президенты, поэтому инициативу меньшинства отвергли.
Правда, как показало само голосование, решения о «едином» не единым коллективом принять было трудно. На первом этапе 50%-ный барьер не смогла преодолеть ни одна фамилия.
Во второй тур вышли неблагонадежный Касьянов и сомневающийся Каспаров. Последний при повторном голосовании (а дело уже шло к ночи) смог набрать 66 голосов из оставшихся к тому времени на конференции 113 делегатов – и как бы победил.
Последнюю попытку определиться с кандидатами в несуществующие списки для участия в выборах Госдумы и с претендентами в президенты «Другая Россия» постарается сделать 30 сентября, на всероссийском съезде.