Наваз Шариф был изгнан из страны в результате военного переворота, организованного нынешним президентом Пакистана генералом Первезом Мушаррафом 12 октября 1999 года. Свергнутый премьер обвинялся хунтой в коррупции, похищении людей и угоне самолета, вследствие чего был приговорен к пожизненному заключению.
Бывший премьер Шариф упорствует в своем намерении «нанести последний удар по рушащейся диктатуре
Однако позднее Шарифу предоставили право получить свободу в обмен на обещание уйти из публичной политики и в течение 10 лет не показываться в Пакистане. Шариф с предложенными условиями согласился и в 2001 году был выслан из страны и поселился в Саудовской Аравии.
Вернуться он решился после того, как Верховный суд Пакистана в конце августа постановил, что бывший премьер имеет на это право. Цель своего возвращения изгнанник обозначил предельно конкретно: «Все просто – я должен вернуть Пакистан к демократическому правлению».
В ближайшем времени в стране состоятся выборы, сначала парламентские, а затем и президентские. Претендующий на второй срок президент Мушарраф уже пообещал, что пройдут они «честно» и «демократично». Шариф, возглавляющий оппозиционное крыло партии «Мусульманская лига Пакистана», намеревался принять в них участие и взять у Мушаррафа реванш.
Его не остановило ни обещание официальных властей арестовать экс-премьера (как нарушившего условия досрочного освобождения), ни реакция международного сообщества, которое настоятельно не советовало Шарифу возвращаться в Пакистан, чтобы не дестабилизировать обстановку.
Сегодня утром самолет Шарифа прибыл в международный аэропорт Исламабада из Лондона. Сопровождали экс-премьера член палаты лордов британского парламента Назир Ахмед, несколько английских адвокатов и около 50 журналистов, в обязанности которых входило освящать подробности возвращения Шарифа на Родину.
Проблемы у оппозиционера начались сразу по прибытии. Сначала в салон авиалайнера вошли одетые в черную форму бойцы пакистанского спецназа и представители иммиграционных властей. Разразившийся скандал продолжался более полутора часов, и только потом Шариф в сопровождении своей свиты спустился по трапу и направился в зал для высокопоставленных гостей.
Планировалось, что экс-премьер направится в город Лахор, где находится штаб-квартира «Мусульманской лиги Пакистана». Однако Шариф все-таки был арестован и передан властям провинции Пенджаб, где проживал вместе со своей семьей до официального изгнания. Скорее всего, он будет отправлен в тюрьму.
Обстоятельства ареста Шарифа пока не оглашаются. Известно только, что власти дали согласие на то, чтобы оппозиционер покинул аэропорт. Со своей стороны, он отказывался сделать это до тех пор, пока аналогичные разрешения не получат и представители сопровождающей его прессы, а здание аэропорта не будет очищено от солдат президентских сил безопасности.
Накануне прилета Шарифа вся полиция Исламабада была переведена на усиленный вариант несения службы. Несколько отборных частей оцепили аэропорт и препятствовали проникновению туда сторонников Шарифа, которые намеревались устроить своему лидеру торжественную встречу.
Всего, по данным оппозиции, было арестовано около 4000 последователей Шарифа, в том числе высшее руководство Исламской лиги. Поступали сообщения также о том, что власти применили слезоточивый газ.
Наиболее массовая стычка между полицией и демонстрантами произошла в районе города Атток, причем инцидент, в результате которого несколько полицейских были ранены, власти спровоцировали сами – своим излишним усердием.
Пытаясь не допустить оппозиционеров в столицу, силы безопасности перекрыли контейнерами основную автотрассу из Пешвара, связывающую западные районы страны с центральными регионами.
В результате образовалась многокилометровая пробка, в полицейских полетели камни: авангардные силы оппозиционеров значительно усилились за счет простых граждан Пакистана, недовольных затором на дороге.
Власти Саудовской Аравии, где проживал Шариф, уже дали понять, что будут требовать депортации экс-премьера из Пакистана. Официальный Исламабад такое развитие событий вполне устроит: именно этот вариант изначально предлагался Шарифу представителями иммиграционных властей в салоне самолета.
Однако Шариф упорствует в своем намерении «нанести последний удар по рушащейся диктатуре». Сейчас власть генерала Первеза Мушаррафа, который традиционно входит во все имеющиеся списки «самых кровавых диктаторов современности», заметно ослабла ввиду затянувшего в Пакистане внутриполитического кризиса.