Данный документ станет единственным соглашением между органами власти России и субъектом Федерации. Все остальные подобные соглашения, которые были подписаны в начале 90-х, уже утратили свою юридическую силу, так как заключались на 10 лет. У данного договора такой же срок.
Закреплено право органов власти Татарстана выдавать гражданам РФ, проживающим на территории республики, общегражданский российский паспорт с вкладышем на татарском языке
«Башкортостан в отношении подобного договора сделал первые шаги, – рассказал Александр Косопкин, отвечая на вопрос депутатов о намерениях других российских регионов заключить подобные соглашения. – О Чеченской Республике, впрочем как и об остальных субъектах, мне ничего не известно».
Несмотря на то что Госдума вторично принимает данный проект закона, без дискуссии не обошлось. Хотя возражения в основном имели характер исторического экскурса во времена распада СССР. «Искать корни развала СССР надо не во вкладышах в паспортах», – увещевал депутатов Косопкин.
Напомним, что после первого внесения в Думу в конце прошлого года документ насторожил парламентскую оппозицию. Так, с резкой критикой договора между федеральной властью и Республикой Татарстан выступила КПРФ. В заявлении председателя партии Геннадия Зюганова говорится, что этот договор возвращает Россию к той системе федеративных отношений, которая возникла после разрушения Советского Союза и которая, по мнению коммунистов, себя полностью исчерпала. Геннадий Зюганов также подчеркнул, что, принимая этот договор, «нынешние российские власти становятся на скользкий путь, чреватый ростом сепаратизма и национальной ограниченности».
Комментируя ситуацию вокруг ратификации договора для газеты ВЗГЛЯД, председатель Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин напомнил, что у Татарстана с Россией договор о разграничении предметов ведения и полномочий существовал с 1994 года, однако прекратил свое действие около полугода назад. Внесенный правительством Татарстана и подписанный Владимиром Путиным договор, отметил Гришин, имеет рамочный характер, то есть не содержит конкретных формулировок по разграничению тех или иных полномочий, а лишь констатирует возможность договариваться по каждому вопросу с федеральным центром.
27 июня президент РФ внес в Госдуму новую редакцию законопроекта об утверждении соответствующего договора после отклонения первого варианта Советом Федерации. Первый заместитель председателя Государственной думы РФ Олег Морозов сообщил газете ВЗГЛЯД, что, по сравнению с прошлым вариантом договора, в новом документе присутствуют некоторые изменения, которые главным образом «фиксируют, что договорные отношения и взаимоотношения в целом Республики Татарстан и Российской Федерации базируются на федеральном законодательстве и законах Республики Татарстан».
Этот пункт, по мнению Александра Косопкина, был включен с учетом пожеланий Совета Федерации, который 21 февраля отклонил первый вариант договора, аргументируя свою позицию тем, что «этот документ противоречит конституции и угрожает целостности страны». Косопкин подчеркнул, что, «как и при первом обсуждении, договор полностью соответствует федеральному законодательству России».
Вторая новация, по словам Морозова, состоит в том, что «из текста ушла специальная статья, которая фиксировала статус Республики Татарстан в Российской Федерации». «Это была излишняя норма, поскольку статус республики определяется Конституцией РФ, утверждающей, что все субъекты Федерации равны, и среди них названа Республика Татарстан», – уточнил вице-спикер.
В целом новая редакция не претерпела концептуальных изменений по сравнению с первоначальным вариантом. Документом предусматривается, что правительства России и Татарстана заключают соглашения о совместном решении вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями республики. Кроме того, в договоре закреплено право органов власти Татарстана оказывать по согласованию с правительством РФ поддержку и содействие соотечественникам и выдавать гражданам РФ, проживающим на территории республики, общегражданский российский паспорт с вкладышем на татарском языке.
Согласно договору для кандидатур, вносимых на замещение должности высшего должностного лица республики, в соответствии с действующим законодательством также предусматривается дополнительное требование владения русским и татарским языками.
«Этот договор и утверждающий его законопроект дадут возможность оптимизировать процесс развития Республики Татарстан и совершенствования взаимоотношений между федеральным центром и субъектом Федерации», – подытожил в интервью газете ВЗГЛЯД вице-спикер Госдумы Владимир Катренко.