В среду в Москве состоялась пресс-конференция чрезвычайного и полномочного посла Латвийской Республики в Российской Федерации Андриса Тейкманиса, посвященная обсуждению вопросов состояния и перспектив развития латвийско-российских отношений и приуроченная к избранию нового президента республики.
Отвечая на вопросы о положении русскоязычных неграждан Латвии, Тейкманис пытался доказать, что у них уже все хорошо
7 июля истекают полномочия действующего президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги. По мнению высокопоставленного латвийского дипломата, за время правления Вике-Фрейберги Россия и Латвия достигли серьезного прогресса во взаимоотношениях, решили многие проблемы и перестали вести постоянную конфронтацию. «Латвия перестала быть врагом России номер один», – говорит Тейкманис.
Вступающий на должность президента Валдис Затлерс будет продолжать политику добрососедских отношений. «В своих первых заявлениях будущий президент высказал намерение развивать добрососедские отношения с Россией», – говорит посол. Тейкманис считает, что в скором времени президент Латвии может посетить Россию. По утверждению посла, «Москва положительно высказывалась о возможности такого визита». Впрочем, в первый свой визит новый президент отправится «в одну из стран Балтии».
Но проблемы между странами остались, и их нужно решать. Тейкманис надеется, что в ближайшее время Россия ратифицирует двусторонний договор о государственной границе. «Парламент Латвии ратифицировал договор 17 мая, – напоминает глава дипмиссии, – и в конце мая договор вступил в силу».
Существуют проблемы и в деловых отношениях. России и Латвии нужно решить проблему двойного налогообложения, проблему транзитных магистралей. Латвия предлагает России участие в газовой программе – государство готово предоставить свои газовые хранилища Газпрому для обеспечения стабильности поставок газа в Европу.
«Проект газохранилищ – вопрос масштаба Европейского союза, от Польши до Финляндии», – сужает границы объединенной Европы чрезвычайный и полномочный посол Латвии. Для большего и лучшего взаимодействия бизнеса двух стран может быть создан постоянно действующий деловой совет. В него войдут представители российских и латвийских компаний.
Еще одна проблема – в истории. В исторических вопросах Латвия и Россия взаимопонимания не находят. Зато грядет обмен культурными достижениями между соседствующими странами. В октябре Латвия начнет «сезон латвийской культуры в России». В Россию приедут Рижская опера, Раймонд Паулс и латвийские мастера традиционных искусств. В ответ в следующем июне в Ригу прибудут представители российской культуры.
Впрочем, с российской культурой в Латвии не все в порядке. Отвечая на вопросы о положении русскоязычных неграждан Латвии, Тейкманис пытался доказать, что у них уже все хорошо. По его словам, латвийским негражданам и гражданство получать не нужно – многие предпочитают работать в странах Евросоюза, что статус негражданина позволяет. Отвечая на вопрос корреспондента деловой газеты ВЗГЛЯД об отношении со стороны ЕС к положению неграждан, посол растерялся и принялся недипломатично высказываться о России.
«Европейский Союз понимает причины проблемы неграждан в Латвии, – заявил Тейкманис. – Проблема эта вышла из исторических событий, и просто так за один день ее не решить. Путь, выбранный Латвией, соответствует нормам ЕС и мировым договорам о правах человека. И это понимают все страны, за исключением России. Россия – в изоляции», – заявил высокопоставленный латвийский дипломат.
И пояснил, что позиция нашей страны о негражданах кардинально отличается от позиции других стран. «Вопрос решается, – успокаивается Тейкманис. – Число неграждан сократилось с 30% населения страны до менее 18%. Упреков со стороны ЕС нет».
Посол пожаловался, что неграждане Латвии не хотят оформлять себе латвийское гражданство: «Мы упростили процедуру, для студентов, получающих высшее образование, ввели регистрационный порядок получения гражданства. Для людей старше 60 лет отменили письменный тест. Госпошлина на натурализацию снижена с 30 до 5 евро. Но русские не хотят натурализовываться».
По его словам, проблемы у неграждан те же, что и у граждан страны. А что голосовать не могут – так им и не нужно. «Политическая активность в Латвии низка, люди не ходят на выборы», – поясняет Тейкманис. И поясняет, что если вдруг кому-то из неграждан захочется повысить явку на грядущих через год выборах, то получить гражданство за это время проще простого. А раз этой простотой люди пользоваться не хотят, значит, им нужно помогать.
Отношение к негражданам, по мнению посла, следует ужесточать. «В Калининград неграждане в любом случае не поедут, с паспортом негражданина люди предпочитают уезжать на заработки в Ирландию», – говорит посол.
Комментируя газете ВЗГЛЯД вопросы исторического взаимонепонимания, Тейкманис заявил, что Латвия историю переписывать не собирается. Утверждение смелое, учитывая недавнюю инициативу превращения мемориала в Саласпилсе в памятник жертвам сталинизма.
«Вопрос, – говорит посол, – не в исторических фактах, а в ощущениях и последствиях». «Россия считает, что Латвия добровольно вступила в СССР», – напомнил посол. Впрочем, развивать любимую прибалтийскими политиками тему о «советской оккупации» не стал – дипломат все же.