Во вторник появились сообщения о том, что Совет Федерации готовит законопроект о введении в России эвтаназии. В случае его принятия неизлечимых больных по их просьбе могли бы лишать жизни, если такое решение утвердит консилиум врачей, а затем и комиссия, состоящая из медиков, адвокатов и представителей прокуратуры.
Cмертельно больному человеку необходимо колоть наркотики до последней минуты его жизни
Первой о таком законопроекте сообщила газета «Коммерсант», ссылаясь на главу Комитета по социальной политике Валентину Петренко. Однако Петренко позже заявила РИА «Новости», что законопроект, разрешающий эвтаназию в России, «не находится в процессе разработки». «Мы не разрабатывали законопроект, его текста не существует», – сказала она. Петренко сказала лишь, что в медицинские круги отправлены на консультацию документы для изучения проблем тяжелобольных и актуальности эвтаназии для России.
Между тем после сообщения началось горячее обсуждение вероятности введения умерщвления безнадежных больных в России. Чаще всего эксперты высказываются категорически против эвтаназии, слова «за» говорят только организации по защите прав пациентов, отмечает РИА «Новости».
Так, в частности, главный врач онкологического диспансера №2 Северного административного округа (САО) Москвы Александр Федотов заявил, что единого мнения по этому вопросу нет среди людей, в чьей практике в силу ее специфики эвтаназия могла бы применяться, пожалуй, чаще всего, – врачей-онкологов. «Лично я, как человек верующий, разделяю мнение Церкви, что принятие такого решения – не по божеским законам. В то же время допускаю, что человек неверующий, взрослый, вправе сам распорядиться своей жизнью», – говорит Федотов.
Заведующий онкологическим отделением онкодиспансера №3 ВАО Москвы Анатолий Коротченко выразился категорически против «легкой смерти», заявив, что «смертельно больному человеку необходимо колоть наркотики до последней минуты его жизни. Все мы в свое время давали клятву Гиппократа. И не важно, какой век на дворе, XX или XXI, – на первом плане у врача по отношению к больному должно быть такое понятие, как гуманизм».
По мнению члена Общественной палаты Анатолия Кучерены, появление подобных идей – дело рук неспокойных политиков, которые выдумывают любые законы ради самого процесса.
«В России существует закон, запрещающий эвтаназию. И в условиях современной России она недопустима: у нас много людей, недовольных жизнью или психически неуравновешенных, и если эвтаназию легализуют, они могут ею воспользоваться», – рассказал он корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.
Вице-спикер Госдумы от фракции «Единая Россия» Владимир Катренко сообщил, что не поддерживает возможность легализации эвтаназии и считает, что принятие подобного законопроекта является, по сути, легализацией самоубийств и убийств.
«Эвтаназия обозначает легализованное самоубийство, и сколько бы аргументов в пользу этой идеи ни приводилось ее сторонниками, все равно речь пойдет о легализации убийства человека», – прокомментировал он газете ВЗГЛЯД
Катренко также отметил, что поднятая тема, хотя и не будет поддержана представителями традиционных конфессий и обществом, но позволит вновь задуматься над тем, как реально помочь людям, страдающим от невыносимых болей.
Вице-спикер Госдумы от фракции «Единая Россия» Владимир Катренко (фото: Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД) |
Первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» Иван Харченко предположил, что в его фракции мнения также разойдутся. Верующие и православные депутаты, скорее всего, будут против эвтаназии. В то же время по его собственному мнению, в крайних случаях применение эвтаназии возможно. «Видимо, если такие случаи возникают, когда люди сами просят применить эвтаназию, поскольку не могут больше терпеть боль, тогда должны быть правовые механизмы для разрешения этой ситуации», – заявил замглавы фракции РИА «Новости». В принятии решения об эвтаназии, по его мнению, должны принимать четыре стороны: родственники, сам больной, врач и судья.
Разумеется, против лишения человека жизни (пусть и из гуманных побуждений) выступает Русская православная церковь. «С православной точки зрения, как самоубийство, так и содействие ему абсолютно безнравственно. Человек должен принять, что ему послано в этой жизни, а не пытаться бросить вызов Богу, с пренебрежением отвергая Его дар, которым является жизнь», – сказал РИА «Новости» зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Легализация эвтаназии может породить злоупотребления со стороны медиков, юристов и даже родственников больного, но главное – сам больной будет подталкиваться ложной моралью к попыткам самоубийства, ради того чтобы облегчить жизнь окружающим, считает священник. «Эта мораль действительно совершенно ложная. Вечная жизнь важнее, чем все земные заботы, а ее-то человек и лишит себя, совершив самоубийство», – заявил священнослужитель.
Впрочем, по словам Валентины Петренко, материалы по эвтаназии, которые собрали сенаторы, направлены в медицинские круги для обсуждения этой проблемы в общем и целом.
Петренко заявила, что в возглавляемый ею комитет поступают многочисленные письма и обращения «больных людей, которые говорят, что в ряде стран Европы разрешена эвтаназия и ее следует ввести в России». «И многие говорят, что пробел в нашем законодательстве, касающийся эвтаназии, позволяет делать недопустимые вещи без всякой на то санкции закона», – заявила Петренко. Потому этот вопрос не может остаться вовсе без обсуждения.
В то же время в итоге законопроект, который, возможно, будет разработан, на самом деле может оказаться противоположным: «Может, он, напротив, ужесточит соответствующее наказание», – заявила Петренко. Если же медицинское сообщество выступит против идеи введения эвтаназии в России, то законопроект вообще не будет разрабатываться, сказала председатель социального комитета.