Похоже, в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков устали бороться с наркомафией. И хотя чиновники ежегодно рапортуют о тоннах изъятых трав, порошков и таблеток, все дорожки не перекроешь, а притоны плодятся, как грибы после дождя.
Похоже, борцы с наркоманией из профильного ведомства решили: нет потребителя – значит нет и сбыта
О 6 млн наркозависимых россиян говорили еще три года назад. С тех пор цифра не сдвинулась с мертвой точки. Единственное, что изменилось, так это предпочтения наркоманов. К примеру, в последнее время с героина стали переходить на «белого китайца».
Теперь на прицел возьмут самих наркоманов. Похоже, борцы с наркоманией из профильного ведомства решили: нет потребителя – значит нет и сбыта. С подачи ФСКН в Госдуме приступили к разработке законопроекта о принудительном лечении от наркозависимости. Для этого из пепла истории собираются возродить лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). В советские времена в них изгоняли «зеленого змия» из алкоголиков. Пьющих помещали за забор с колючей проволокой и давали в руки лопату. На «лечебно-трудовую вахту» можно было загреметь по желанию сварливой жены и при содействии участкового. Сейчас похожие лагеря действуют только в Китае.
Один из авторов документа депутат Госдумы Валентина Иванова заверила газету ВЗГЛЯД, что на подпись к президенту законопроект может попасть уже до конца весенней сессии. Правда, определять в «профилакторий» наркомана предлагается по решению суда. А чтобы он состоялся, достаточно сигнала от родителей или с места учебы и работы. Выявлять любителей кайфа, конечно же, будет и участковый.
«Лечение выйдет дорогое, – не отрицает Иванова. – Но, скорее всего, оно коснется только тех, у кого болезнь приняла крайне тяжелую форму». А законченных наркоманов, по всем подсчетам, по стране всего лишь несколько сотен тысяч. Значит, подростки по-прежнему смогут «забивать косяки» в подъезде и глотать экстези на дискотеке? Ни одна медкомиссия их в ЛТП не направит – случай не тот!
А вот если наркоман ради дозы готов ограбить или убить человека, туда ему и дорога, поясняют в ФСКН. «Изоляция наркомана поможет ему самому и тем, кто его окружает, – уточняет замглавы этого ведомства Владимир Зубрин. – Правозащитники говорят о нарушении прав наркомана. Но никто не думает о правах людей, которые находятся вокруг него».
Хотя вряд ли хоть один из наркологов рискнет гарантировать успех принудительного лечения. А вот, к примеру, в Германии недавно предложили вышибать клин клином. В рамках одного из экспериментов наркоманам длительное время раздавали бесплатный героин. Результаты, правда, в части социализации наркопотребителей, оказались впечатляющими. Одних краж с участием наркоманов стало в 11 раз меньше, 34% испытуемых устроились на работу. 25% пациентов и вовсе отказались от наркотиков или перешли на другие виды лечения. Сейчас такой же эксперимент проводится в некоторых штатах США и Канады.
У наших законодателей по-прежнему один способ – «кнут». Взять хотя бы принудительное тестирование на употребление «дури» прямо в школе или при приеме на работу. Или призывы последовать опыту Китая или Ирана, где за употребление наркотиков приговаривают к смертной казни. Правда, в последнее время от идеи ужесточения законодательства за употребление наркотических средств отказались даже в профильном ведомстве.
Не все согласны и с введением принудительного лечения. «Даже если удается добиться того, чтобы человек прекратил употреблять наркотики, он не перестал быть больным, просто у него период ремиссии, – заявил в интервью «Радио России» статс-секретарь ФСКН Александр Федоров. – Задача заключается в том, чтобы вывести человека из острого состояния и затем провести социальную, психологическую реабилитацию, позволяющую сделать ремиссию как можно более длительной. А это очень затратные мероприятия, требующие больших усилий и, самое главное, доброй воли, желания больного. Принудительно ремиссии не добьешься».
Так что с идеей возрождения ЛТП, скорее всего, повременят. Хотя бы по той причине, что до сих пор не подсчитаны финансовые затраты на их восстановление. А без этого законопроект стопроцентно забракуют в правительстве.