Германские медиа цитируют сегодня слова депутата бундестага Кристиана Кляйнмингера, который в качестве представителя OSZE наблюдал за ходом выборов в Москве.
Трудно представить себе Владимира Путина, который получает удовольствие от подрезания розовых кустов
В интервью телеканалу ZDF он заявил, что «у оппозиции не было никаких шансов на победу». По его словам, им возбранялось даже донесение своей позиции с помощью СМИ. Впрочем, Кляймингер заметил, что манипуляций в ходе голосования он не заметил.
Владимир Котенев, российский посол в Германии, сказал телеканалу ZDF, что доволен ходом голосования. «Попытки дезинтегрировать страну», по его заверению, лишь способствуют единству России.
«К числу демократических основ принадлежит и то, что исход выборов остается открытым, даже если результат предсказуем, – пишет в понедельник испанская газета El Periуdico de Catalunya. – В России этого не случилось. Победа партии «Единая Россия» президента Владимира Путина была ясна еще до того, как избиратели заполнили свои листы… Остается открытым лишь вопрос, останется ли президент на своем посту».
«Владимир Путин был слишком занят делами «Единой России», чтобы не иметь далеко идущих намерений, – замечает французская газета La Republique du Centre. – Можно даже сказать, он не особенно церемонился… Со своей новой системой передвижных избирательных урн Владимир Путин преследовал своих избирателей – цитируя его же известное высказывание – «вплоть до сортира»…
Бездомным пообещали даже суп, если они пойдут на выборы. Однако всё это не меняет того факта, что россияне готовы доверять этому человеку, чем приказам коррумпированных авантюристов 90-х годов».
«То, что главе государства Владимиру Путину в его годы пребывания в Кремле действительно удалось, – это возращение к жизни мифа о российской мощи, мифа из времен до российской революции и до Советского Союза, – комментирует итальянская газета La Repubblica. – Россияне испытывают потребность в возрождении этого мифа, чтобы забыть унижения, которые принес распад советской империи и дикие годы с Борисом Ельциным. И Владимиру Путину удалось его пробудить».
«Владимир Путин теперь позаботится о предстоящих президентских выборах, – пишет в понедельник французская газета La Presse de la Manche. – Попробует ли он себя в Думе или станет премьер-министром с широкими полномочиями?.. Точно одно: он что-нибудь предпримет. Трудно представить себе Владимира Путина, который получает удовольствие от подрезания розовых кустов».
«Почти нет сомнений, что глава государства расценит результаты выборов как вотум доверия и признает уместность своего пребывания у власти, – пишет швейцарское издание Tages Anzeiger. – Если ближайшей весной он не станет президентом, то для него будет найдена другая функция, будь то премьер-министр, глава парламента или «национальный лидер». Однако победа Путина – тщетная победа. Упреки оппозиции в выборных манипуляциях затеняются результатами голосования…. Путину можно не бояться оранжевой революции, как это было на Украине. Однако ему не стоит чувствовать себя в полной безопасности. Если правительство для своей легитимизации должно прибегать к недемократическим средствам, то не так уж устойчиво сидится в седле, как показывают результаты голосования».
«Остается удивляться, почему сам Владимир Путин и армия его пропагандистов в последние недели так нервно и агрессивно реагировали на любую критику или позицию, противоположную политике Кремля, – пишет швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung. – Возможно, нервность и раздражение в Кремле в ходе заключительного этапа предвыборной кампании связаны с тем, что сценарий президентских выборов там еще неясен».
«Выборы и рыночная экономика считались признаком оздоровления, так же как и железная рука Владимира Путина – необходимым этапом в переходе от посткоммунистического хаоса к либеральной демократии, – размышляет в понедельник обозреватель румынской газеты Evenimentul Zilei. – Однако Россия разрушила несколько мифов о демократии и подтвердила неудачу западных рецептов, которые был перенесены на многие трансформирующиеся страны… Экономический рост, не ставший мотором демократических изменений, усилил нынешнее правление в Москве. В России с капиталистическим способом отреставрирована традиционная авторитарная модель, и россияне, похоже, этим довольны».
«Последуют ли за словами кремлевского шефа соответствующие дела, когда он распрощается с президентством? – вопрошает либеральная австрийская газета Der Standard. – Если, покинув пост президента, он… согласится называться премьер-министром, чтобы перенести властные полномочия от президента к главе Кабинета министров, то мы поймем, что в действительности он добивается лишь личной власти. Ослабление администрации президента России… может проложить дорогу к хаосу. После ухода этого сильного человека сохранится обычай ради властных полномочий менять правила игры, однако вместе с ним уйдет внешняя стабильность его правления».