Генпрокуратура Израиля возбудила два новых уголовных дела в отношении председателя правительства страны Эхуда Ольмерта. Расследование по обвинениям в злоупотреблении служебными полномочиями началось по инициативе государственного контролера Михи Линденштрауса, а решение о возбуждении дел лично принимал генпрокурор страны Мени Мазуз.
Ольмерт признал, что некоторые условия тендера он поменять все-таки пытался, но для того лишь, чтобы привлечь стратегических инвесторов
Мазуз полагает, что, занимая должность министра промышленности в 2003–2005 годах, Ольмерт в ряде своих действий руководствовался не интересами страны, а дружескими связями. Например, лоббировал назначение своих приближенных на должности в подчиненном ему министерстве.
Занимая пост министра торговли и занятости, Ольмерт якобы отстаивал интересы своего приятеля и бывшего партнера по адвокатской конторе Ури Месера, то есть, по словам генпрокурора, «оказывал ему неподобающую политическую поддержку». Так, ряд предприятий, в той или иной степени связанных с Месером, неожиданно получили статус «привилегированных объектов инвестиций». Госконтролер и прокурор полагают, что не без помощи Ольмерта.
Вообще, Эхуд Ольмерт неоднократно за свою 30-летнюю политическую карьеру обвинялся в коррупции, однако обвинения ни разу не были доказаны. Причем подавляющее большинство обвинений было связано именно с организацией протекции близким друзьям нынешнего премьера. Складывается впечатление, что подобного рода лоббизмом он занимался на абсолютно всех должностях, которые занимал.
Например, на прошлой неделе полиция допросила премьера по делу о приватизации банка Leumi. На этот раз Ольмерта заподозрили в помощи еще одному приятелю – австралийскому бизнесмену Фрэнку Лоуи, которому удалось выиграть тендер на покупку акций банка. Тогда нынешний премьер исполнял обязанности министра финансов.
Характерно, что Ольмерт был последним, кого допрашивали по делу Leumi. Полицию интересовало, пытался ли Ольмерт убедить Лоуи принять участие в конкурсе на покупку банка, менял ли условия тендера в интересах своего друга и почему не проинформировал правительство о возможном конфликте интересов.
Ольмерт признал, что некоторые условия тендера он поменять все-таки пытался, но для того лишь, чтобы привлечь стратегических инвесторов.
Но по мнению израильской прессы, это дело обречено на провал, благо обвинения против Ольмерта будет крайне сложно доказать. Лоуи в конце концов отозвал свою заявку на покупку Leumi. Кроме того, нет никаких свидетельств, что нынешний глава правительства получил какую-либо выгоду от своих действий при организации тендера. Тем не менее ему все-таки могут предъявить обвинения в нарушении должностных обязательств.
У дела о покупке апартаментов по заведомо заниженной стоимости перспектив, утверждают СМИ, гораздо больше. Тогда Ольмерт занимал должность мэра Иерусалима. Пока это всего лишь предположение Линденштрауса, но в ближайшее время премьеру все-таки предстоит очередная встреча со следователями.
От Ольмерта потребуют объяснений, каким образом он приобрел в исторической части города, на улице Кремье, апартаменты по цене на 300–400 тыс. долларов ниже рыночной стоимости. Линденштраус полагает, что разница в цене была скрытой взяткой. Известно, что компания, занимавшаяся приобретением квартиры для Ольмерта, получила разрешение на дорогостоящий строительный проект от иерусалимской мэрии.
Накануне пресс-служба главы правительства распространила заявление, в котором выражает уверенность, «что расследование ясно покажет, что покупка квартиры семьей Ольмерт была честной, этичной и по справедливой цене». Глава правительства выражает готовность полностью сотрудничать со следствием.
В связи со всеми этими скандалами отдельные израильские политики в который раз обратились к Ольмерту с призывом уйти в отставку. В ответ премьер заявляет о полной своей невиновности, а решения генпрокурора считает «ненужными и теоретическими». «Заранее известно без тени сомнения, что эти расследования завершатся ничем», – заявил Ольмерт.