Российские и мировые СМИ отмечают, что Владимиру Путину удалось откровенно обескуражить министра обороны США Роберта Гейтса и госсекретаря Кондолизу Райс в рамках встречи «2 + 2». Американцы были поставлены в тупик риторикой Путина: от очень жесткой она мгновенно перешла к крайне ехидной.
Путин ясно дал понять, что угроза эта гораздо реальнее, чем Штатам казалось раньше
Сначала Путин четко расставил акценты и уведомил гостей, что Россия очень рассчитывает, что «вы не будете форсировать ваши прежние договоренности с восточноевропейскими странами, пока идут непростые переговоры с РФ по вопросу размещения ПРО».
К словам, сказанным Путиным сразу после этого, западные СМИ, не договариваясь, применили понятие «высмеял». «То есть мы с вами можем решить, что когда-нибудь противоракетные системы можно разместить и на Луне, но, пока мы до этого доберемся, возможности договоренностей могут быть утрачены в силу реализации военными собственных планов», – пояснил свою мысль президент России.
После этого у Райс и Гейтса появился еще один повод удивиться. Путин произвел настоящую сенсацию, намекнув, что в дальнейшей перспективе Россия может выйти не только из ДОВСЕ, но и из РСМД, то есть Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности.
«Нам будет сложно оставаться в рамках этого соглашения, когда другие государства активно развивают такие системы вооружений. В том числе государства, которые находятся в непосредственной близости от наших границ», – заявил Путин.
Конечно, эта фраза еще не заявление о выходе из РСМД, а исключительно предположение о возможном развитии событий. Таким образом, Путин усилил свой тезис о том, что Россия и США – единственные участники РСМД – должны вместе бороться за глобальный характер договора.
«По нашему мнению, нужно вести дело к тому, чтобы придать этому российско-американскому договору глобальный характер, нужно убедить других участников международного общения принять на себя такие же обязательства, какие взяли РФ и США», – объяснил свою позицию президент России, добавив, что рассчитывает на понимание американских коллег.
Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности был подписан президентом США Рональдом Рейганом и генсеком КПСС Михаилом Горбачевым в декабре 1987 года, то есть до распада Варшавского блока и падения Берлинской стены.
Согласно его условиям советские и американские ракеты двух категорий – средней (от 1000 до 5000 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности – подлежали ликвидации. Их участь разделили также пусковые установки, стартовые сооружения и все вспомогательное оборудование. Таким образом, под снос пошел ряд объектов не только на территории США и России, но и в ряде других стран как Западной, так и Восточной Европы (например, в бывших ГДР и Чехословакии).
Кроме того, подписанты обязались более не производить и не испытывать соответствующие баллистические и крылатые ракеты наземного базирования.
За три года наша страна уничтожила более 1800 ракетных комплексов (в том числе и находящиеся на боевом дежурстве), Штаты – на тысячу меньше. За исполнением договора пристально следили инспекторы обеих сторон.
По тем временам договор был важной вехой в потеплении отношений между СССР и Штатами. Фактически это был первый в истории случай договоренности о реальном сокращении имевшихся вооружений. Россией как правопреемницей Союза и США договор выполняется до сих пор, однако на все остальные страны ограничения не распространяются. Сейчас такие ракеты есть как минимум у Индии, Пакистана, Южной Кореи, КНР, Ирана и Израиля.
Путин уже намекал о возможном выходе России из РСМД в июне 2000 года, когда Штаты объявили об одностороннем расторжении Договора об ограничении систем ПРО. В бытность министром обороны РФ Сергей Иванов также не исключал возможности расторжения документа, а сам договор окрестил «реликтом холодной войны».
Тогда эти заявления, как и последовавшие за ними комментарии на тему в российском Генштабе, не вызвали большого шума на Западе. Однако в феврале 2007 года командующий РВСН России генерал-полковник Николай Соловцов неожиданно заявил, что Россия готова восстановить производство баллистических ракет средней дальности – «с новыми технологиями, на новой элементной базе, с новой системой управления, с новыми возможностями».
Это заявление западные СМИ расценили как «призрачную угрозу» в ответ на развертывание в Европе американской системы ПРО. Сегодня Путин ясно дал понять, что угроза эта гораздо реальнее, чем Штатам казалось раньше.