Но ключевой темой встречи обещает стать позиция Москвы по ядерной программе Тегерана. Вопросы внутренней российской политики – сворачивание политических свобод и президентские выборы 2008 года – отойдут на второй план.
Впрочем, западные эксперты не ждут от Владимира Путина новых откровений по поводу положения дел в России
Встреча с господином Путиным станет кульминацией очередной сессии Валдайского клуба, организованного в 2004 году госагентством «РИА «Новости» и собравшего ряд крупнейших западных специалистов по России.
Ситуация вокруг Ирана будет доминирующей темой у аудитории на субботней встрече, предполагает обозреватель Washington Post Джим Хоуглэнд, приехавший в Москву вместе с Валдайским клубом: «Полученных нами разъяснений недостаточно, и политическая позиция Москвы остается не вполне ясной».
«В какой степени, готова ли вообще Москва присоединиться к санкциям (против Ирана), и о каких санкциях может идти речь», – добавляет директор Eurasia Group Клиффорд Купчан. На этой неделе помощник президента Игорь Шувалов не исключил, что Москва может присоединиться к санкциям против Ирана, но выступил при этом против «санкций ради санкций», пишет газета «Коммерсантъ».
Ситуация вокруг Ирана – единственный серьезный вопрос для действующей американской администрации вплоть до ее отставки, поясняет Майкл Макфол из Стэнфордского университета, в прошлом тоже участник сессий Валдайского клуба.
Среди других тем, которые западные политологи намерены обсудить с российским президентом Владимиром Путиным, – темы энергетического диалога и стабильности поставок углеводородов, вступление России в ВТО и отношения России с ее ближайшими соседями. Важно понимать, говорит господин Купчан, заинтересована ли Россия в наращивании производства и экспорта нефти, как Кремль видит будущее иностранных инвестиций в сырьевой сектор и связывает ли Москва торговлю по вступлению в ВТО «с шорт-листом на разработку Штокмана».
Источник в Еврокомиссии пояснил газете «Коммерсантъ», что «на техническом уровне» переговоры по энергетике между Россией и Евросоюзом после саммита G8 двигаются сегодня «в позитивном ключе». При том, добавляет источник, что окончательный отказ Москвы ратифицировать Энергетическую хартию «стал ударом по надеждам многих в Евросоюзе», а недавнее отключение трубопровода «Дружба» на литовском направлении для проверки и ремонта воспринимается в Европе как политическое давление.
Что касается СНГ, поясняет специалист по России из Джорджтаунского университета Анжела Стэнт, то итоги парламентских выборов на Украине, на которых прозападный блок президента Ющенко не получил достаточной поддержки, снизили актуальность переговоров по расширению НАТО, но «профилактика нестабильности в СНГ, особенно в Грузии, остается одним из ключевых приоритетов США».
В Кремле уделяют серьезное внимание субботнему разговору, уверил газету «Коммерсантъ» источник в администрации президента. Формально встречи с Валдайским клубом носят закрытый характер, но Владимир Путин относит их к важнейшим инструментам своего диалога с Западом. «Несмотря на усилия агентства Ketchum (нанятого Кремлем для пиар-обслуживания саммита «Большой восьмерки»), личное общение – основной рычаг воздействия», – поясняет собеседник газеты «Коммерсантъ» в Кремле. Первая встреча в сентябре 2004 года, через несколько дней после трагической развязки теракта в Беслане, во многом сформировала реакцию западного истеблишмента на этот кризис, вспоминают эксперты, и Владимир Путин склонил на свою сторону многих политологов. В прошлом году на такой же встрече президент впервые прямо подтвердил, что уйдет в 2008 году.
Впрочем, западные эксперты не ждут от Владимира Путина новых откровений по поводу положения дел в России. В западном сообществе уже сложилось общее понимание того, что Россия движется в направлении автократии, отмечает Майкл Макфол, но формирования в связи с этим новой общей стратегии отношений с Москвой вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем – позицию стран Европы диктует газовая зависимость, а у США сегодня другие приоритеты внешней политики.
«Все уже приняли как данность, что Путин уходит, – поясняет директор канадского Института европейских исследований Петр Дуткевич, – а о преемнике говорить еще явно рано». Эти вопросы, хотя и будут заданы, отойдут на второй план. Николая Злобина из Центра оборонной информации интересует технология передачи власти в 2008 году.
Джим Хоуглэнд ожидает вопроса о суверенной демократии. «Лично я не понимаю, что это», – говорит господин Хоуглэнд. Эндрю Качинс из Фонда Карнеги не исключает, что задаст вопрос об антиамериканской кампании на контролируемом Кремлем национальном ТВ. «Я знаю, что президента Буша это очень волнует», – поясняет он.
Приехавшие в Россию политологи придерживаются разных взглядов на сегодняшнюю политику Москвы. И, по мнению Николая Злобина, это достаточно репрезентативный подбор экспертов. Эндрю Качинс советует не обходить приглашениями даже жестких критиков Кремля на Западе.