«Я поработаю еще год и уйду. Поверьте, я найду себе работу. В политику пойду, буду участвовать в предстоящих парламентских выборах, стану депутатом», – неожиданно заявил журналистам сразу после заседания круглого стола замгенпрокурора Владимир Колесников. «Владимир Ильич, вы серьезно?» – недоумевали представители СМИ. «Я говорю об этом совершенно серьезно», – убеждал Колесников. Правда, с выбором партии потенциальный политик пока не определился.
Бриллиантовая шашка
Если будет конфискация, то жулику просто не будет смысла воровать – все равно заставят вернуть
Впрочем, о причинах сказанного оставалось только гадать. Сам Владимир Ильич на протяжении всего заседания настойчиво подводил депутатов к мысли о том, что коррупция в нашей стране бессмертна.
«Антикоррупционная система должна быть востребована государством, а что это значит, вы понимаете сами», – прозрачно намекал депутатам на суть проблемы Колесников. Народные избранники с мнением замгенпрокурора упорно не соглашались.
Первый вице-спикер Любовь Слиска вспомнила о недавнем «призыве-предостережении» Владимира Путина, адресованном казнокрадам-чиновникам. «О борьбе с коррупцией президент говорил в своем послании, и это не должно оставлять ни у кого сомнений: борьба с коррупцией переходит на качественно новый уровень», – заверила своих коллег Слиска.
Со своей стороны законодатели пообещали внести особый вклад в решение назревшего вопроса. По словам вице-спикера, осенью Госдума намерена ратифицировать Конвенцию Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию».
В Генпрокуратуре считают, что бороться с «торговлей властью» необходимо куда более радикально. В который раз Колесников призвал парламентариев вернуть в уголовное законодательство институт конфискации. Причем бремя доказательства законности нажитого имущества замгенпрокурора предложил возложить на собственника, а саму норму о конфискации распространять на родственников преступника. «Если будет конфискация, то жулику просто не будет смысла воровать – все равно заставят вернуть», – убеждал Колесников.
Замгенпрокурора признался, что и сам лично страдает от коррупции. Завидную репутацию недавно чуть было не испортили информационные сообщения по поводу возможной причастности Колесникова к делу мебельной фирмы «Три кита». «Писали, что мне якобы подарили шашку с бриллиантами, – посетовал замгенпрокурора. – Но я хочу подчеркнуть, что я государственный человек, и если есть претензии, то советую обратиться в суд».
Любовь Слиска тут же посоветовала Колесникову не принимать газетные заметки близко к сердцу. «Коррупция есть и в СМИ. Меня, например, вчера назначили генпрокурором», – сказала вице-спикер. Однако это не означало, что депутаты были полностью на стороне прокурорских работников. Какое-то время спустя Слиска резко сменила тон общения и строго призвала Колесникова к отчету о проделанной работе. «Назовите конкретное количество человек, привлеченных в последнее время за взяточничество. Ответьте, почему многие громкие дела так и не доходят до суда», – потребовала вице-спикер.
Грядут перемены
Депутат Геннадий Гудков (фото ИТАР-ТАСС) |
«Это число выходит за десятки», – невнятно ответил Колесников. Присутствовавший на заседании представитель Верховного суда оказался куда более конкретным. «Гораздо чаще у нас привлекают к ответственности тех, кто дает, а не тех, кто берет», – отметил судья. По его словам, только в прошлом году за дачу взятки было осуждено более 2 тыс. человек. Понимая особенности образовавшейся диспропорции, судья посоветовал гражданам «восстать» против ставшего традиционным стремления «подмазать» чиновника.
С тем, что коррупция все больше становится частью образа жизни россиян, не стали спорить и другие участники заседания. Правда, депутат Геннадий Гудков (фракция «Единая Россия») призвал своих коллег придать вопросу политический оттенок. «Иначе борьба с коррупцией в очередной раз переродится в общенациональную дискуссию о борьбе с коррупцией», – съязвил депутат.
Владимир Колесников уверен, что с задачей, поставленной президентом, справится новое руководство Генпрокуратуры. По его словам, уже в ближайшее время ведомство ждут «внушительные перемены». «С утверждением на должность генпрокурора Юрия Чайки обычаи и традиции нашего ведомства наполнятся новым содержанием. Я в это верю, ведь знаю Чайку очень хорошо – он мой бывший шеф», – сказал Колесников. По его мнению, Генпрокуратура сохранит в прежнем объеме следственные функции. «Ведь даже у почтовой службы США есть такие полномочия», – привел пример замгенпрокурора.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом