В связи с утверждением «Акта» лидер сената США сенатор-республиканец Билл Фрист сделал заявление, в котором отметил, что администрация Буша получила теперь стимул «использовать все имеющиеся рычаги давления на Россию, чтобы добиться российской поддержки для многосторонних санкций против Ирана». Напомним, что у России заключен контракт с Ираном о строительстве АЭС в Бушере.
Администрация Буша получила стимул использовать все рычаги давления на Россию, чтобы добиться поддержки для санкций против Ирана
Буш, в свою очередь, в специальном заявлении, распространенном в Вашингтоне, подчеркнул, что данный закон «определяет санкции США в отношении Ирана, предоставляя при этом администрации возможность проявить гибкость при применении этих санкций в соответствующих обстоятельствах и налагать санкции на организации, которые помогают иранскому режиму разрабатывать ядерные вооружения».
Подписанный Бушем закон был принят сенатом США на ночном заседании в субботу. В новой редакции документа его действие распространено теперь также на зарубежные компании, поставляющие в Иран «усовершенствованные обычные вооружения», сообщает РИА «Новости».
В преамбуле законопроекта, который называется «Акт о поддержке свободы в Иране», подчеркивается, что его цель - «призвать к ответу Иран за его угрожающее поведение и поддержать переход к демократии в Иране». Документ также продлевает еще на пять лет действие принятого в США в 1996 году «Закона о санкциях против Ирана и Ливии», которое истекло 29 сентября 2006 года. Теперь действие этого закона о санкциях продлено до 31 декабря 2011 года.
Принятый обеими палатами конгресса в новой редакции законопроект разрешает президенту США вводить санкции против зарубежных компаний и лиц, которые своими инвестициями внесли вклад «в разработку нефтяных ресурсов Ирана».
При этом, согласно принятому «Акту», президент США обязан применить санкции к любой зарубежной компании или лицу в случае, если после 6 июня 2006 года они «экспортировали, передали или предоставили иным образом Ирану какие-либо товары, технологию или иные товары, которые внесли материальный вклад в способность Ирана получить доступ или создать химическое, биологическое или ядерное оружие, включая связанные с ними технологии, и получить доступ или создать в дестабилизирующих количествах и типах усовершенствованные обычные вооружения».
Отдельным пунктом в документ включено «мнение сената США» о том, что США должны воздержаться от реализации соглашений о сотрудничестве в области мирной атомной энергии «с правительством любой страны, которая оказывает содействие ядерной программе Ирана или осуществляет передачу в Иран усовершенствованных обычных вооружений или ракет».
«Акт о поддержке свободы в Иране» разрешает также президенту США использовать в необходимых объемах средства из федерального бюджета для финансирования в США и за рубежом деятельности по «поддержке и продвижению демократии в Иране», включая финансирование радио- и телевизионных станций, вещающих на Иран.
При этом в документе содержится оговорка, что ни общие положения данного «Акта», ни разрешенное им финансирование «не могут быть использованы в качестве обоснования для применения (военной) силы против Ирана».
Еще неделю назад в Нью-Йорке после встречи с Кондолизой Райс Сергей Лавров заявил о том, что Россия надеется на отмену односторонних санкций США против Рособоронэкспорта и компании «Сухой», поводом для введения которых стало сотрудничество с Ираном. По словам Лаврова, Райс были предоставлены факты, показывающие, что санкции «не имеют оснований ни с точки зрения международного права, ни с точки зрения американских законов». Он отметил, что причина введения санкций российской стороне непонятна.