Во вторник, 20 сентября, министр юстиции Республики Беларусь Виктор Голованов подписал весьма жесткое постановление, согласно которому создание движений, коалиций и инициатив в стране допускается лишь после их государственной регистрации. При этом в п. 4 постановления особо подчеркивается, что «деятельность незарегистрированных общественных объединений, союзов (ассоциаций) на территории Республики Беларусь запрещается» согласно статье 7 Закона РБ от 4 июля 1994 «Об общественных объединениях» в редакции Закона РБ от 19 июля 2005 г.
С одной стороны, ажиотаж вокруг нового постановления не вполне понятен: фактически оно всего лишь конкретизирует новую редакцию закона «Об общественных объединениях», принятую в июле. В то же время жесткость постановления действительно вызывает некоторое удивление: фактически речь идет о серьезной «зачистке политического поля» - притом что, казалось бы, куда уж больше.
Работают безукоризненно
Белорусская оппозиция на сегодняшний день не просто слаба, а откровенно маргинальна
В п.2 постановления говорится, что документ распространяется на объединения граждан и юридических лиц. Иными словами, регистрации подлежат практически любые ассоциации, что, по мнению бывшего судьи Конституционного суда Белоруссии Михаила Пастухова, является ощутимым ограничением конституционных прав граждан страны.
Цели нового ужесточения законодательства очевидны. Здесь можно говорить и о дополнительных сложностях, которые возникнут у политической оппозиции при организации мероприятий (о которых говорится в п.1 постановления), и об усилении контроля за всем оппозиционным спектром Белоруссии. Понятно, что в новом раскладе у официального Минска усилятся рычаги влияния; к тому же значительно проще станет выявлять «новых игроков» на политическом поле страны. При этом нарушители постановления автоматически подпадают под действие Кодекса об административных нарушениях, а политические партии в случае их участия в незарегистрированных ассоциациях оказываются перед угрозой закрытия.
Любопытно, что с юридической точки зрения последние законодательные новации практически безупречны – это признает и председатель оппозиционной Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолий Лебедько. Иными словами, юридические службы администрации Лукашенко работают безукоризненно. Другой вопрос, насколько целесообразно новое «закручивание гаек».
Дело в том, что белорусская оппозиция на сегодняшний день не просто слаба, а откровенно маргинальна. В том числе и в плане электоральной поддержки. Согласно майскому опросу общественного мнения (проведенного такими заведомо неангажированными организациями, как братиславский фонд «Понтис» и вильнюсский НИСЭПИ) за Лукашенко, «если бы выборы были завтра», проголосовали бы 41,7% жителей страны. Уже упоминавшийся лидер ОГП Анатолий Лебедько (второе место) получил бы лишь 2%. Политическая конфигурация очевидна – и не совсем понятно, зачем в столь благоприятной ситуации нужны некие дополнительные меры, причем весьма жесткие. Предполагать, что Александр Лукашенко хочет построить «европейскую Туркмению», как-то не хочется, но последние события дают основания именно для таких заключений. Что достаточно прискорбно: одно дело – «просвещенный авторитаризм», и совсем другое – сугубо тоталитарная система государственного управления.
«Взрывники»
Президент Белоруссии Александр Лукашенко (фото ИТАР-ТАСС) |
Очень большой энтузиазм в российском политологическом сообществе вызвало недавнее выступление Александра Лукашенко на саммите ООН. Президент Белоруссии сказал тогда: «В моей стране нет конфликтов: вместе и мирно живут разные нации и народности, исповедуя каждая свою религию и уклад жизни. Мы не создаем проблем соседям, не претендуем ни на их территорию, ни на их выбор пути. …Мы строим нашу страну своим умом, основываясь на своих традициях».
И поспорить с этим трудно: Белоруссии действительно удалось достичь успехов в деле построения стабильного общества с устойчивым экономическим ростом. Население страны в высшей степени лояльно своему президенту, что, как уже было сказано, подтверждается и данными независимых социологических опросов.
В этой ситуации попытки дополнительно «затягивать гайки» выглядят по меньшей мере не вполне разумно. Причем сразу по двум причинам. Во-первых, эти действия не встречают единодушной поддержки населения: повторимся, переход от авторитаризма к тоталитаризму нравится не всем. Во-вторых, вызывают дополнительное раздражение Запада (хотя, казалось бы, куда уж больше?). Да и в России подобные действия встречают понимание далеко не у всех, даже в стане сторонников Александра Григорьевича.
Но куда существенней другое. Полностью подавить политическую активность в Белоруссии будет по меньшей мере затруднительно. Повторимся: Лукашенко все-таки сильно отличается от Туркменбаши - однако, Европа. И если с «системной оппозицией» расправиться технически возможно, то где гарантия, что на смену им не придут совсем другие люди?..
И в этой связи на весьма неприятные мысли наталкивает взрыв на дискотеке в Витебске. Напомним, инциденту, произошедшему 22 сентября, предшествовал с интервалом в неделю схожий взрыв в том же городе. Белорусские власти категорически отвергают версию теракта, но предлагаемые ими версии звучат не вполне убедительно. Предположения о «хулиганской выходке» и «неосторожном обращении с имитационными взрывными устройствами» отдают абсурдом: слишком уж серьезно подошли к вопросу «взрывники».
Что до версии «криминальных разборок», то Витебск никогда не был столицей организованной преступности; общий уровень преступности в области значительно ниже, чем в среднем по стране. Так что возможность теракта исключать все же не стоит - и нет никаких гарантий, что к этой практике не перешли политические экстремисты.
Иными словами, есть серьезные основания опасаться того, что вместо подвергаемой репрессиям «официальной» оппозиции (со всеми ее минусами) власть может столкнуться с движениями совсем уж неконтролируемыми – и куда более опасными. Воистину, если слишком туго закручивать гайки, можно сорвать резьбу.