Организация, названная аббревиатурой из первых букв названий государств-участников (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдавия), была создана в 1997 году как региональное объединение с целью экономического и политического содействия участников.
Впрочем, и без Узбекистана ГУУАМ нельзя было назвать активно функционирующей организацией
С самого начала ГУУАМ стал как бы «государством в государстве» в рамках СНГ – его отличала «прозападная» ориентация – договоренности, достигнутые в рамках ГУУАМ, без промедления были одобрены ОБСЕ. В 2000 году ООН приняла меморандум, в котором оговаривались цели и деятельность нового союза.
Узбекистан вступил в ГУУАМ последним, это произошло в 1999 году. Однако с членством в объединении у Узбекистана почти сразу не задалось. В 2002 году Ташкент де-факто перестал участвовать в мероприятиях организации. Руководителя страны не устраивало изменение курса ГУУАМ. В письме Каримова сказано, в частности, что Узбекистан не устраивают «акценты организации на решении замороженных конфликтов, формировании совместных вооруженных блоков и пересмотре существующих систем безопасности».
Впрочем, и без Узбекистана ГУУАМ нельзя было назвать активно функционирующей организацией. До последнего времени члены ГУУАМ практически не занимались никакой совместной деятельностью. В 2004 году на совещании организации в Крыму присутствовали всего два лидера из номинальных пяти.
ГУУАМ «восстал из мертвых», к каковым его многие причисляли, в 2005 году. 22 апреля в Кишиневе состоялся саммит участников организации, представителей Узбекистана на котором, однако, не было. События саммита подтвердили опасения Москвы, всегда относившейся к ГУУАМ с подозрением. Соглашения, подписанные лидерами ГУУАМ в Кишиневе, предполагали более широкое участие стран-участников в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве, в частности в Приднестровье. Сценарии, предложенные в Кишиневе, нельзя назвать выгодными для Москвы. Так, программа решения приднестровского вопроса предполагала участие в миротворческой операции украинских сил и спецмиссии ОБСЕ.
Кроме того, участники саммита и наблюдатели сделали несколько резких заявлений в адрес союзника России – Белоруссии, выразив опасения, что Белоруссия движется в сторону автократии.
Видимо, именно после саммита в Кишиневе Ислам Каримов принял окончательное решение о выходе из ГУУАМ. «Узбекистан считает необходимым заявить о своем выходе из ГУУАМ в связи с существенным изменением изначально объявленных целей и задач», заявил Каримов летом 2005 года.
Теперь, похоже, у Узбекистана не останется даже воспоминаний о том, что он когда-то был членом организации, которая рассматривалась Москвой как своеобразный «санитарный кордон» вокруг России.
Несколькими росчерками пера Каримов отправил на свалку истории сразу несколько документов, условия которых Ташкент должен был выполнять в составе ГУУАМ. Теперь уже ГУАМ.