Мнения

Дмитрий Грунюшкин
писатель

Военные больше всех не любят войну

23 февраля 2022, 09:00

Фото: Лев Федосеев/ТАСС

23 февраля в нашей большой семье всегда было днем особенным. Просто понятие «солдат» являлось для семьи чем-то глубоко внутренним, естественным, как составная часть организма. Среди родни было, и сейчас есть, много профессиональных военных. Офицеров. А уж срочную отслужили практически все. Что такое «откосить», у нас просто никто не понимал. В армию шли не по зову сердца или для какого-то выполнения долга. Нет. Это было чем-то само собой разумеющимся, как ходить на работу, рожать детей или умываться по утрам.

Наверное, это было предопределено свыше. Даже род наш корнями уходил в небольшую деревеньку под Саранском с простым названием – Солдатское. Никто никогда не говорил громких слов о «служении Отчизне», но на мемориальной стене павших возле Вечного огня Грунюшкиных больше, чем Смирновых, хотя, казалось бы, по распространенности на Руси фамилии, мягко говоря, несопоставимые. Ивановых, правда, еще больше.

Вся жизнь до 18 лет строилась на подготовке к службе. Это не значит, что мы по двору строем ходили. Но самым частым упреком со стороны отца или дядьев было: «что ж ты в армии делать будешь, если даже этого не умеешь?» И все же даже осознание неизбежности службы и готовность к ней не приближает человека к пониманию особенностей армейского мышления. Это бесполезно объяснять, это можно понять, только надев погоны.

Когда-то давно, сто лет назад, в прошлой еще жизни, сидели мы за столом. Я, отец, его брат дядя Коля – подполковник морской авиации в отставке, и его сын Гришка – на тот момент капитан-истребитель (оба, к сожалению, нынче покойные). Уж не помню, с чего началось, но речь зашла про «работу по городам». Дядя Коля кипятился, говорил, что нельзя так, там же не только враг, там и мирные. Гришка говорит – а что делать, если есть приказ? Дядя Коля напрягся – а что, если будет приказ по Рыбинску (они в этом городе жили) работать, и ты знаешь, что мы там с матерью внизу – будешь? Гришка постекленел взглядом, молчал с полминуты, а потом тихо сказал – буду. «Да ты! Да я тебя!» – кричал дядя Коля. Чуть не до драки дошло. И уже через час, наверное, дядя Коля курил на кухне в окошко и вдруг тускло так сказал: «А ведь и я «работал» бы, приказ же».

Я тогда этого так и не понял. Мне, на тот момент еще не служившему, сама мысль о том, что можно стрелять в дом, где живут твои отец и мать, казалась дикой и невозможной. Что же это за приказ такой? Что же это за люди, которые могут такой приказ отдать? Понимание пришло только в армии. Понимание того, что боевая задача не подразумевает выбора – выполнять или не выполнять, потому что она тебе не нравится. Понимание того, что, пока на тебе погоны, ты часть единого организма. А ведь если почки вдруг начинают задумываться, стоит ли им выполнять свою функцию, и решат, что не стоит, умирает весь организм.

Тайна слова «приказ», назначенье границ, смысл атаки и лязг боевых колесниц – это не просто красивые слова из песни. Это образ жизни, образ мышления военных. Они обычные люди, но они живут в ином измерении, которое их навсегда меняет. Мера ответственности в армии не недополучение прибыли, не срыв плана и не неудовлетворительная оценка. Мера ответственности в армии – смерть. И ладно бы только твоя. Но чаще это смерть других, кого ты подвел своей ошибкой. И даже гибель целой страны, как результат цепочки ошибок военных. Твоей собственной страны. Жить под таким спудом – страшная нагрузка.

Ранний выход на пенсию для военных объясняется именно этим, а не какими-то абстрактными «вредными условиями труда». Это плата за обугленные сердца и выжженные души. Это плата за непосильный груз ответственности, которую ты взваливаешь на свои плечи, отправляя на смерть других. Это только в песнях батяня-комбат не прячет сердце за спины ребят. А в реальности он их отправляет умирать. Ему бы легче было самому взять автомат – и на «передок». Но без него батальон обречен весь, целиком. И он умирает вместе со своими солдатами, раз за разом, с каждым из них. Выдержать это, не рехнувшись, дано не каждому.

«Легко быть лейтенантом, – горько делился со мной один полковник-спецназовец. – Для лейтенанта все, кто сверху – козлы. И понятно. Идешь командиром РДГ на задание – ликвидировать того-то и того-то, рвануть электроподстанцию там-то. У тебя приказ, и ты его выполняешь. Ты шел, ликвидировал, выходил на точку подбора, где тебя должна была ждать вертушка. Ты знал – вертушка будет. Обязательно. Ты же сделал все, что тебе сказали. И имел право рассчитывать на выполнение обязательств тех, кто тебя послал. Ты приходишь на место подбора. А вертушки там нет. А враги идут по следу. Ты выходишь на связь открытым каналом и материшься. А тебе так же открыто говорят – вертушки не будет, изменились условия, пробивайся сам. Суки же!

А теперь меняем вводную – теперь ты капитан, командир оперативного отряда. Твоя РДГ успешно выполнила задание и требует эвакуации. Ее преследует противник до десятка количеством, и группа подвергается обстрелу из стрелкового оружия. А в ста кэмэ оттуда вторая РДГ попала в засаду, ее мочат из гранатометов и тяжелых пулеметов, она несет потери. Вертушка одна. И ты отправляешь ее на эвакуацию второй РДГ. Ну не сука? Бросил первую РДГ под угрозой! И чем выше ты забираешься по служебной лестнице, тем больше ты видишь того, чего не видел раньше, внизу. Тем больше на тебе ответственность и тем страшнее грехи. И тем хуже ты спишь по ночам».

Я после школы намеревался пойти в военное училище. Но по некоторым причинам сразу не получилось – у военкоматских были свои резоны, не совпадавшие с моими. Так что решил повторить после службы. Не повторил. И, наверное, слава Богу, что так вышло. Я был неплохим солдатом. Хотя расхождение реальности и романтических представлений о ней поначалу сильно озадачило. Но я сумел быстро перестроиться. Ближе к дембелю меня уже всячески уговаривали пойти в военное училище, горы золотые обещали. Но теперь я на эту долю смотрел трезво. Там, «в рядах», я четко осознал, что делом жизни я это сделать не могу. Отдать долги – да. Выступить на защиту в трудную минуту – безусловно. Но перестроить свои рефлексы, свою жизнь, свое мироощущение под эти жесткие рамки – нет, не готов. Не потому, что я «слишком хорош для армии». Нет. Просто этот крест не по моим силам.

Но я понимаю, как устроены головы под фуражками, и испытываю к ним большое уважение. Подчиняться и исполнять бывает гораздо труднее, чем решать самому. А если ты посередке, когда сверху приказывают, а снизу ждут твоего приказа – сложнее стократно. И когда под твоими крыльями город, где твои родные, а в бомболюке смерть, принять и выполнить – адское испытание. Больше всего войну ненавидят военные, потому что если что – умирать и отправлять на смерть придется им.

А что до того спора дяди Коли и его сына... Недавно наткнулся на стих Владимира Высоцкого, которого не знал раньше. Одно из самых страшных его стихотворений. Не знаю даже, написал ли он на эти слова песню.

Я ложь отличаю от боли –
Положено мне отличать.
Мы Брест сегодня отбили,
Вчера же мы Брест бомбили,
А в Бресте и дом мой, и мать.

Вам может быть интересно

Первую в мире космическую систему для наблюдения за Арктикой создали в России
Темы дня

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление дочке «Газпрома», которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Россия уничтожает переданное Киеву вооружение НАТО еще до попадания на фронт

Новости

В ФРГ дали ответ на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Импортозамещенный Superjet-100 начали готовить к летным испытаниям

Опытный образец импортозамещенного ближнемагистрального самолета Superjet-100 завершил программу заводских доводочных испытаний и прибыл в подмосковный Жуковский.

Россиян и белорусов пытаются вербовать на границе с Латвией и Литвой

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы на пограничных пунктах пропуска пытаются завербовать граждан России и Беларуси. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов.

Путин наградил певца Стаса Михайлова орденом

Певец Стас Михайлов награжден орденом «За заслуги в культуре и искусстве», соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.

Bloomberg: Россия ударами по тылу Украины мешает поставкам оружия из США

Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам, пишет Bloomberg.

Ужесточение мобилизации на Украине призвано помочь Байдену на выборах

Белый дом перед выборами решил сделать ставку на успехи во внешней политике, поэтому он сильно нуждается в успехах Украины. Вашингтон решил, что слабым звеном является личный состав ВСУ, отсюда и требование усилить мобилизацию, сказал газете ВЗГЛЯД американист Владимир Васильев. Ранее газета The New York Times узнала о давлении США на Украину для ужесточения мобилизации.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

Священник призвал не заваривать освященные ветки вербы

В преддверии Вербного воскресенья, которое православные христиане отметят 28 апреля, руководитель информационной службы Московской епархии протоиерей Александр Волков разъяснил верующим смысл освящения вербных веток.

На аэродроме Остафьево в Москве подожгли вертолет

Неизвестные лица в ночь на 26 апреля подожгли вертолет на аэродроме Остафьево на юго-западе Москвы, сообщили СМИ со ссылкой на источники в МВД и территориальном отделе полиции.

Уважение к традиционым ценностям станет условием для въезда иностранцев в РФ

В Государственную думу внесен на рассмотрение законопроект, нацеленный на повышение эффективности федерального госконтроля в миграционной сфере.

В Ровно снесли монумент в честь победы в Великой Отечественной войне

В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам, который был установлен на холме Славы.

В МИД объяснили проверки иностранных граждан на российской границе

Россия ужесточила пограничный контроль в связи с сохранением террористической угрозы, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там острее.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?