Давний соратник Петра Порошенко, известный украинский бизнесмен грузинского происхождения Давид Жвания сделал ряд громких заявлений. Жвания впервые прямо заговорил о предпосылках формирования новой украинской реальности – Майдане. Политик обвинил Порошенко, а вместе с ним – Александра Турчинова, Арсения Яценюка, Николая Мартыненко и Виталия Кличко, в подготовке государственного переворота с целью насильственного свержения власти.
По словам Жвании, главной целью указанной группы был срыв мирных переговоров с командой экс-президента Януковича и всемерный разогрев протестных настроений на Майдане. Уже тогда кураторство лидеров заговорщиков, по свидетельствам Жвании, осуществлялось из-за рубежа. При этом курируемые отчаянно боролись за внимание (читай – распределение будущих должностей) кураторов, в том числе при помощи крупных взяток европейским и американским политикам.
Обвинения – сенсационные по смыслу – стали ничтожными с точки зрения влияния на общество. Часть украинцев давно знали или догадывались о том, чем был Майдан. Другая часть будет верить в искренний порыв украинцев, какие бы доказательства обратного им ни были предоставлены.
А третьей части по прошествии почти шести лет после событий уже во многом все равно. И даже если не все равно, то средства массовой информации, контролируемые олигархическими группами, никогда не расскажут полной правды.
Достаточно посмотреть на раскладку собственности по крупнейшим телеканалам, чтобы в этом убедиться. Среди их владельцев – Дмитрий Фирташ, «австрийский узник», партнер организатора Майдана Сергея Левочкина. Ринат Ахметов – «друг всех президентов», давний соратник Януковича, сумевший не только не потерять, но и нарастить влияние в постмайданной Украине.
Там же – Виктор Пинчук, тесно связанный с Соросом и демократическим истеблишментом США. Сам Петр Порошенко также является медиамагнатом. Несколько телеканалов, ассоциируемых с именем Виктора Медведчука, также расскажут вам кастрированную историю о госперевороте по той же причине, что и на каналах Фирташа – Сергей Левочкин состоит в партии Медведчука.
Не расскажет этой правды и президент Зеленский, который окончательно превратился в коллективного выразителя воли украинских олигархов, борющихся за влияние на власть между собой без учета интереса собственно власти. Причем сам президент выполняет здесь не роль арбитра, но скорее исполнителя воли олигархов в разборках друг с другом и внешним миром. Он же, Зеленский, служит громоотводом для Запада, у которого также свои интересы на Украине.
Правда о Майдане не выгодна абсолютно никому, поскольку она потребует полной ревизии всей логики событий за последние шесть лет. «Мы захотели жить по-европейски, а Россия вероломно напала на нас в момент слабости» звучит куда более оправдательно, чем, скажем, «Госпереворот на Украине спровоцировал Россию на реакцию угрозе своим национальным интересам».
Слишком много слов про «агрессора» было сказано, в том числе и президентом Зеленским, чтобы можно было легко повернуть вспять. Победив на выборах, Зеленский сыграл на жадности и очевидных фактах коррупции Петра Порошенко, но «священный Грааль» – миф о Майдане – не трогал.
А ведь именно сейчас атака на майданное мифотворчество помогла бы Зеленскому реализовать Минские соглашения. Достаточно дать команду органам прокуратуры взять Жванию в оборот, вынимая из него занимательные подробности подготовки госпереворота, превратив это в увлекательный сериал. Развязавшийся – уже не важно, по каким причинам – язык бывшего соратника путчистов может стать мощным инструментом против агрессивных националистов, продвигающих повестку бесконечной войны.
Да, в этом случае Зеленский рискует остаться один. Такая позиция ни в коей мере не соответствует сложившемуся олигархическому консенсусу. Однако 70% населения, исповедующие мирный сценарий, пусть даже путем максимальных уступок Донбассу, является для любого президента хорошим подспорьем в борьбе с олигархами и демонами внутри собственного окружения.
Если даже Зеленского «отключат» от телевизора, достаточно посмотреть на президентскую кампанию Дональда Трампа, чтобы понять: традиционные СМИ уже не обладают той силой, что раньше. Ну то есть Зеленскому надо стать Путиным образца начала 2000-х.
Без объявления этой войны Зеленскому не удастся воплотить обещанную в недавнем телефонном разговоре с Путиным инициативу по конституционным изменениям, фиксирующим выполнение политической части Минских соглашений. Фактически сейчас президент Зеленский выбирает между олигархами и интересами собственного народа. От этого выбора будет зависеть, кем был и остался Зеленский – нанятой марионеткой олигархов или самостоятельной политической фигурой, обладающей собственной политической волей.