В Москве работали миллионы трудовых мигрантов из Таджикистана, Украины, Киргизии... Сейчас большая часть из них либо простаивает (вместе с работой), либо их доходы резко упали (и на такси люди ездят меньше, и к ремонтам мигрантов не привлекают, рестораны-кафе закрыты).
А еще огромное количество людей неизбежно потеряет работу.
Вопрос ребром – что с ними делать? Паникёры уже говорят о возможных бунтах мигрантов и клерков, о волне преступности.
Я так не считаю, я верю в Росгвардию, а еще более верю в автоматическое огнестрельное оружие, но даже без всяких бунтов и криминалов – что делать с МИЛЛИОНАМИ людей, лишившихся работы?
Варианты:
1. Пусть сами выживают. Плохой вариант! Часть уедет в свой Ош или Львов, но кому-то и ехать некуда – и денег даже на это нет, и дома ждут заработка семьи.
В конце концов, это негуманно! Бросить на произвол судьбы людей, которые строили в Москве дома, дороги, клали плитку, стругали суси и сасими...
2. Выплачивать вынужденно неработающим деньги от государства (работодатели не протянут долго).
Тоже не вариант! И дело даже не в суммах, дело в том, что люди начнут опускаться, привыкать жить на пособие, опять же подадутся в криминал.
Поэтому, мне кажется, нужен третий путь. За основу берём экономическую политику Рузвельта.
Итак:
3. Государство формирует ряд важных национальных проектов. Тех, до которых не доходили руки, потому что не было столько рук.
Это, к примеру, мост или туннель на Сахалин, канал от Москвы до Черного моря, ров вдоль территории с недружественным соседом...
Да ладно, без всяких шуток – хватает важных и серьезных проектов, где можно задействовать не очень квалифицированную рабочую силу.
И тогда перед трудовыми мигрантами будет выбор. Либо билет на родину (можно даже оплатить небольшое выходное пособие), либо работа на стройках века. Назовем их «вирусными стройками» или «трудовыми резервами». Это заработок, это крыша над головой, это возможность дальше интегрироваться в наше общество, повышать свою трудовую квалификацию.
Офисный планктон, потерявший работу, вполне может научиться работать прорабами, им можно доверить инструмент – дрели, отбойные молотки, бетономешалки. Уже скоро потребуются большие силы в сельском хозяйстве, хлеб – это новая нефть. А по мере улучшения эпидемиологической и экономической ситуации мигранты, при желании, смогут вернуться к прежней работе.Мне кажется, это важно, не менее важно, чем режимы изоляции и карантина.
Источник: Блог Сергея Лукьяненко