Трудно сохранять голову холодной, когда речь о десятках заживо сгоревших детей, целых семьях и школьном классе... Вместе с Кемерово от ужаса содрогнулась вся страна.
За последние годы случались страшные пожары, с десятками жертв и дикими нарушениями. Но в «Зимней вишне» стряслось что-то немыслимо ужасное – умирали и задыхались дети, беспомощные маленькие люди, которым жить и жить. Горело наше будущее. В мирное время. В воскресный день.
Центр для развлечений в мгновение превратился в капкан. Когда дети звонят родителям: «Мы горим! Мы не можем выйти! Спасите! Прощайте!», а те никак не могут их спасти – это то, что не имеет право на повторение.
Грош цена всем международным успехам и победам в борьбе с терроризмом, если в мирной жизни обычный поход в кино может обернуться неописуемой катастрофой.
Никакой рост ВВП и прочих макроэкономических показателей не заменит нам бездарно утерянные жизни десятков граждан. Не совершить российскому государству мощного рывка, пока каждая коробка с магазинами является потенциальным кладбищем и никто ни за что не отвечает.
И только внутренняя мобилизация миллионов способна качественно изменить страну, превратить каждого из нас в хозяина жизни. Надпись на ставшей мемориальной скамейке в Кемерово «Дети, простите нас!» требует продолжения: «Мы сделаем все, чтобы это не повторилось!».
Трагедия в Кемерово должна стать рубежной, когда все – и власть, и народ, от рядовых сотрудников до владельцев предприятий и министров – скажут: все, хватит терпеть! Преступная халатность и безответственность недопустимы!
Пожар в торгово-развлекательном комплексе в Кемерово – это точка, подобная гибели подлодки «Курск»: тогда, в августе 2000 года, всем стало ясно, что дальнейшее положение дел в стране, где военные влачат нищенское существование, грозит общей катастрофой и нетерпимо. После гибели «Курска» и началось восстановление вооруженных сил и самой государственности.
Ответ на трагедию 25 марта 2018 года должен стать таким же системным и масштабным, каким был ответ на трагедию в Баренцевом море: общенациональный курс на ужесточение ответственности и установление справедливости, но только уже в гражданской сфере, в обществе.
Пора действовать жесткими методами и перестать либеральничать. Первым делом необходимо:
- Выявить и предъявить максимальное обвинение всем причастным к противопожарной безопасности: ответственному в торговом комплексе, по району, городу, сотрудникам надзорных ведомств, охраны и тем, кто зачем-то закрыл двери кинозала (если они действительно были закрыты).
- Выявить и предъявить максимальное обвинение всем, кто принимал здание к эксплуатации – ответственным чиновникам в руководстве города, области, федеральных органах власти, в том числе МЧС. Не жалеть никого, кто хоть как-то причастен к нарушениям.
- Выявить и предъявить максимальное обвинение всем, кто руководил строительством и использовал легковоспламеняющиеся материалы. Объявить на всю страну, что конкретно поставляли и как «оптимизировали» расходы подрядчики, запретить подобные фокусы.
- Привлечь к процессу главного бенефициара здания. Если откажется приезжать из Австралии, запросить по линии Интерпола, арестовать все имущество, при реализации раздать средства пострадавшим.
- Сделать процесс открытым и показательным, с участием всех пострадавших семей. Пусть виновные всех уровней смотрят в глаза и отвечают перед людьми, не только перед законом.
- Провести жесткую общефедеральную проверку на предмет нарушения безопасности не только развлекательных центров, но всех коммерческих организаций, работающих с людьми – в сфере услуг и торговли, туризма, транспорта. Грубейших нарушителей наказать максимальными штрафами вплоть до уголовных дел.
- Вывести все крупные коммерческие организации такого типа из категории малого бизнеса и заставить устранять нарушения вплоть до переделки конструкции помещения.
- Выявить конечных бенефициаров таких объектов и организаций. От тех из них, кто находится в офшорах, потребовать выйти оттуда в кратчайший срок. В случае отказа от деофшоризации арестовать объекты и другую собственность, продать, а некоторые переделать в образовательные и культурные учреждения.
Кроме того, нужны системные меры и изменения законодательства по ужесточению ответственности за преступную халатность или намеренное неисполнение обязанностей – как в особенности чиновников, так и бизнесменов, и всех граждан.
Как бы ни избегал Путин подобных кампаний, как бы ни опасался превращения их в огульные репрессии, мобилизовать элиту и страну без этого невозможно.
России необходим гораздо менее либеральный уголовный кодекс, надо прекратить постоянные послабления, заигрывания и прочие «каникулы». Должна быть ужесточена ответственность за системные нарушения, и она должна стать одинаковой для всех – независимо от статуса, финансового состояния или прежних заслуг.
Но и этого недостаточно. Никакая вина конкретного негодяя – будь то ответственный за пожарную охрану, сотрудник надзорных органов, ушлый предприниматель или продажный чиновник – не способна объяснить, почему все чаще и в более жестких формах проявляются системные проблемы.
Почему новые многоэтажки уже через пять лет превращаются в старые, а из аварийных домов нередко переселяют в еще более аварийные. Почему новые лифты ломаются чаще, чем старые, а иногда и вовсе срываются в шахту, убивая пассажиров.
Почему в продуктах питания все меньше натуральных веществ, а после обновления водопровода вода из крана льется худшего качества. Почему в дорогих ресторанах можно легко отравиться от нарушения элементарной гигиены, а в детских садах – что государственных, что частных – детей кормят нездоровой дешевой едой.
Почему авиапилоты пашут, как египетские водители маршруток, отрабатывая без перерыва один рейс за другим, а потом оказывается, что командир экипажа был без должной квалификации.
Почему таксисты не гнушаются зарабатывать на горе, а инженер-строитель космодрома не стыдится пилить деньги на стратегически важном для страны объекте, рискуя интересами страны и жизнью людей.
Каждый день каждый из нас подвергается неожиданной опасности, при этом сам будучи виновным отчасти.
Главная причина всего этого безобразия – в деградации нравственности, в господстве потребительского эгоизма, корысти и алчности над совестью. Профанация и имитация все больше подменяют порядочное исполнение своих обязанностей, а получение прибыли и выгода становятся мерилом эффективности.
Низкая ответственность за свою работу перед другими стала бичом современного общества, и не только в России.
Было такое распространенное и укорененное в веках понятие – сделать на совесть. То есть так, чтобы потом не было совестно за сделанное.
Это чувство прямой личной связи тебя и «другого», доверившегося твоему профессионализму, бесценно и не выражается в деньгах. Оно и формирует то взаимное доверие, что скрепляло и сплачивало традиционные общества.
Работать на совесть давно стало не модным. Это не приносит дохода. Зато из-за совести можно попасть в изгои, а то и подохнуть с голоду. Все больше тех, кто работает либо спустя рукава, либо напоказ – но и в том и другом случае исключительно ради денег.
Это сразу же и повсюду приводит к халтуре – от разработки законов до строительства космодромов, и уж тем более в сфере развлечений и ретейла, где главное – массовость, быстрая доходность и оптимизация. ТРК «Зимняя вишня» – не исключение, а типичный пример такого порочного подхода.
Весь мир и Россия стоят на пороге переосмысления принципов общественного устройства.
Запрос на справедливость и равную ответственность всех перед всеми колоссальный и становится все острее – от Волоколамска до Каталонии.Бездушный экономикоцентризм и потребительский эгоизм вынуждены будут уступить место такому типу хозяйственного мышления, где центральное место займет общественное благо, справедливое (не уравнительное) распределение ресурсов и возможностей. И это не пустые благожелательные словеса, от которых нынешним хозяевам жизни легко отмахнуться, но реальная острая потребность миллионов как единственная возможность избежать общемировой катастрофы.
Россия, русская мысль и культура, обязаны дать ответ на этот запрос-вызов, сформулировать новые справедливые правила и ценности. Реализовать их.
Однако начать надо с простого – наказать виновных в Кемерово и навести жесткий порядок во всех тех сферах, где всегда под угрозой жизни сотен тысяч людей.
Особенно младших из них, ради которых мы все и живем.