В понедельник президент России Владимир Путин утвердил список членов Общественной палаты по «президентской квоте». Стоит, наверное, напомнить нынешнюю процедуру формирования этого органа.
Молодая смена федеральных общественников и политиков выросла и уже готова активно и конструктивно работать
Она подразумевает выдвижение по трем квотам. Первая – президентская, 40 человек назначаются согласно указу. Вторая квота за общественными палатами регионов – они делегируют 85 человек. И, наконец, все вместе они рекрутирую еще 43 общественника из числа членов НКО и общественных объединений.
Ранее, эта третья квота наполнялась по результатам интернет-голосования, но такой формат слишком уязвим для манипуляций, что вызывало постоянные и вполне справедливые нарекания, вынудившие от него отказаться. Теперь, благодаря открытому голосованию, вопросов кого и за что выбирают можно избежать.
По поводу нового списка Путина уже сейчас можно сделать ряд принципиальных выводов.
Во-первых, это омоложение кадрового состава. Очень много людей в возрасте 30–40 лет. Это очень напоминает принцип недавней ротации губернаторского корпуса. Там также имело место омоложение новых врио губернаторов.
То же самое можно сказать и о качественной составляющей.
В ОП попали в первую очередь эксперты, профессионалы своего дела, которые, возможно, не настолько медийны, но на практике знакомы с теми комплексами проблем и сферами, которые они будут представлять. По большому счету можно сказать, что в работе ОП наступает период сугубых практиков.
При этом, однако, определенное внимание уделено и преемственности.
Во-первых, из прежнего состава ОП оставлено 17 человек. Во-вторых, несмотря на омоложение кадров, в составе палаты присутствуют академики РАН и РАМН, лауреаты Государственных премий, Герой Российской Федерации и Герой труда. Помимо них, еще и заслуженные артисты, и ректоры нескольких вузов.
Все это люди более старшего поколения. Таким образом, омоложение происходит без впадения в крайности.
Ряд членов ОП уже сделали заявления по поводу видения своих функций в работе палаты.
Например, президент «Центра прикладных исследований и программ» Александр Точенов заявил: «исследования показывают, что люди хотят защищать свои права, интересы, чтобы Общественная палата тоже этим занималась. На местах возникают маленькие, локальные по времени и территории задачи, которые местное сообщество объединяет и решает. Их надо поддерживать. А вот чиновники этого зачастую не делают, а наоборот, даже мешают».
Поэтому, по словам эксперта, необходимо «работать с нерадивыми чиновниками» и, более того, «если они мешают, не понимают и не поддерживают гражданский активизм, направленный в правильное, хорошее русло – в развитие, то этих чиновников надо будет принуждать действовать в интересах граждан, в интересах общества».
Вообще охват тем, с которыми планирует работать ОП в ближайшее время, предполагает и определенную энергичность участников, и высокую компетентность.
Ближайшие и важнейшие вопросы – это, например, проблемы онкологии и демографии, вопросы культуры и гуманитарного образования, социальная поддержка граждан, сфера услуг и поддержка отечественных товаропроизводителей, общественная дипломатия в контексте информационного общества и многое другое. При таком широком охвате понятно, что люди, которые сейчас заняли места в ОП, должны быть сверхкомпетентны и знать положение дел, что называется, изнутри.
И, кажется, именно такие эксперты и прошли в ОП по «президентской квоте».
После обновления губернаторского корпуса и аналогичного обновления президентской квоты Общественной палаты можно предполагать некоторые общие тенденции, которые сформировались в государственной кадровой политике.
Первое и главное – молодая смена федеральных общественников и политиков выросла и уже готова активно и конструктивно работать по самым важным направлениям жизни нашей страны.
Это очень важно, поскольку в прошлые годы нередко можно было слышать скептические замечания о «стагнации политической системы» в России, о том, что катастрофически не хватает новых лиц и все социальные лифты «заглохли». Нынешние события этот многолетний скепсис опровергают.
Система способна к обновлению и, что самое главное, адекватной работе в рамках этого обновления.
Более того, появился и механизм преемственности чиновников и общественников. Что также немаловажно, эта преемственность сформирована в рамках максимально открытых процедур. Тем же назначенным врио губернаторов еще предстоит участие в выборах. Что касается ОП, то и здесь большинство членов рекрутируется через выборы.
При этом, судя по составу участников и по кругу вопросов для рассмотрения, ОП в будущем станет играть в России еще более важную роль.
В данной конструкции общество не только избирает власть раз в несколько лет и на этом «демократия закончилась, все расходимся по домам», но и имеет реальные механизмы постоянного контроля работы системы посредством представительства ОП, это представительство также должно быть не теоретическим, а реальным, потому, собственно, в нынешней президентской квоте так много молодых экспертов-практиков.
Кстати, отдельным признаком омоложения не только состава ОП, но и «актуализации повестки» служит комплекс задач палаты, связанный с развитием информационного общества.
В состав ОП по этому направлению вошли журналисты, редакторы и вице-президент «Яндекса». То есть не «чиновники от информации», а люди, которые занимаются ее распространением и регулированием информационных потоков в рамках общественного запроса. Кстати, такой подход полностью соответствует неоднократным указаниям президента России о «необходимости не государственного влияния, а саморегулирования информационной отрасли».
То же самое можно сказать и о других направлениях.
Люди, пришедшие в ОП по президентской квоте, это, скорее, «лоббисты» общественных интересов, нежели сторонники тотального государственного контроля. А это, в свою очередь, означает и более корректное законотворчество, и то, что голос общества и общественных организаций станет намного более значимым фактором в государственной политике России.